24.02.2023
В Доме-музее Марины Цветаевой открылась выставка «“Слава прабабушек томных”: быт старой Москвы». В экспозиции представлены предметы из фондов музея (скульптура, мебель, посуда, украшения), которые сопровождали жизнь москвичей XIX века, их будни и праздники.
Название выставке дала первая строчка стихотворения «Домики старой Москвы», написанного Мариной Цветаевой в 1911 году. О старой Москве, исчезавшей в то время, напоминает коллекция открыток, на которых запечатлены дорогие поэту виды: храмы, особняки, перекрестки, улицы и переулки, бульвары и площади. Такие открытки были очень популярны: их отправляли друг другу в подарок, хранили дома в альбомах. Сейчас на них невозможно узнать, например, Тверскую улицу — теперь она выглядит совсем иначе.
Все экспонаты, представленные на выставке, — вещи с историей, переходившие в семье из поколения в поколение. Добротные, искусно сделанные, они также демонстрировали достаток своих хозяев. Одна из таких вещей — стол XIX века с откидной крышкой, выполненной в очень сложной технике маркетри (разновидность инкрустации по дереву). С внутренней стороны крышка обтянута зеленым сукном: за этим столом играли в карты в семье Эфрон.
Мемориальное значение имеют и некоторые другие экспонаты. От Елизаветы Эфрон, сестры Сергея Эфрона, остался чеканный металлический футляр для записной книжки, от Анны, другой сестры, — ракушечные бусы, от Ариадны Эфрон, дочери Цветаевой, — немецкая тарелочка с цветочным орнаментом и пресс-папье, увенчанное фигуркой собачки. А настольный секретер для хранения бумаг, украшенный в стиле шинуазри, для которого характерно использование стилевых приемов традиционного китайского искусства, принадлежал Фаине Раневской. Музею эту вещь передала певица Елена Камбурова, которая дружила с актрисой.
Демонстрируются на выставке и предметы, появившиеся в фондах музея недавно. Например, впервые экспонируется скульптура под условным названием «Юный поэт», изображающая юношу в средневековом костюме. Романтическая статуэтка вполне могла понравиться Марине Цветаевой. Один из самых интересных экспонатов — керосиновая лампа в виде совы (конец XIX — начало ХХ века). Ее конструкция менялась со временем: когда керосин ушел из употребления, какой-то умелец прикрепил к ней электрическую оснастку, провод и патрон для лампы накаливания.
В XIX веке женщины всех сословий, включая высшее, много времени посвящали рукоделию: вышивке, вязанию, плетению из бисера. В соответствующем разделе выставки представлены не только инструменты и материалы, которыми пользовались мастерицы в конце XIX — начале ХХ века, но и сами работы — мешочек для благовоний с вышивкой гладью, пояс с вышивкой по канве. Маленькая нарядная игольница в футляре — свидетельница многих трудов — кажется, помнит прикосновение ловких, усердных женских рук. Первый директор музея Эсфирь Красовская из своего личного домашнего собрания передала на выставку роговые и перламутровые пуговицы конца XIX — начала ХХ века, образцы вязания крючком, расшитую бисером кружевную вставку в декольте, а также гребни, резные шпильки из слоновой кости, которые поддерживали высокие женские прически.
Источник Ссылка