Выставка в Манеже: открытие масштабной выставки, посвященной советскому искусству и Домам культуры


image

25.02.2023

Драмкружок, кружок по фото. Заглядываем в «Дом культуры СССР» О выставке, посвященной советскому искусству, моделью которой послужило устройство домов культуры, рассказывает сокуратор Дина Иващенко.

В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Дом культуры СССР», приуроченная к 100-летию со дня образования Советского Союза. Дворцы культуры, или ДК, стали одним из главных символов молодой страны. Здесь советские люди делились талантами, учились новому, приобщались к искусству.

Масштабная выставка, объединившая экспонаты из Третьяковской галереи, центра «Росизо», Музея Москвы и других музеев, рассказывает об устройстве советских домов культуры, их архитектуре и о том, с чем они знакомили посетителей.

Уникальные и типовые Дома культуры, появившиеся в 1920-е годы, должны были решить поставленную советской властью задачу воспитания в идеологическом ключе, то есть «окультурить» широкие слои населения в самые короткие сроки. Собственный Дом культуры должен был появиться в каждом населенном пункте. Часто под ДК обустраивали уже имеющиеся здания — реквизированные усадьбы, помещичьи дома. Это было не очень удобно: в помещичьих домах XIX века не могло быть необходимых для ДК полноценных сцен, репетиционных залов. Архитекторы и художники начали проектировать подходящие здания. Один из самых интересных проектов 1920-х — напоминающее формой огромный рупор здание Дома культуры имени Русакова на Стромынке, в котором сейчас располагается Театр Романа Виктюка. Это первое в мире сооружение с балконами амфитеатра, вынесенными за пределы основного пространства. Его возвели по проекту Константина Мельникова.

Не все дома культуры были такими неординарными. Постепенно разработали типовые проекты, по которым ДК строили по всему СССР. Для украшения интерьеров использовали материалы, которые могут служить веками. В моде были разнообразные мозаичные панно: смальтовое стекло не теряет цвет, его трудно разбить. Мозаики Надежды Ходасевич-Леже до сих пор украшают площадь перед городским Дворцом культуры в Дубне. Часть из них можно увидеть в Манеже — экспонируются они впервые.

Легендарные снимки В Доме культуры каждый посетитель мог найти что-то по вкусу. По тому же принципу устроена и выставка в Манеже: в отдельных помещениях можно приобщиться к тому или иному виду искусства. Кабинет фотокружка представляют работы легендарного фотографа и репортера Евгения Халдея, автора «Знамени Победы над рейхстагом». Именно он сделал фото поэта Евгения Долматовского со скульптурной головой Гитлера в Берлине и ряд других снимков, облетевших весь мир.

Он снимал крупнейшие стройки своего времени, среди которых Днепровско-Бугский канал, Магнитогорский металлургический завод, фотографировал ударников труда, рабочих, колхозников. Его снимки печатали в ведущих изданиях. С 1941 года, будучи репортером «Фотохроники», Евгений Халдей был прикомандирован к Североморскому, а затем Черноморскому флоту. С войсками действующей армии дошел до Берлина, снимал Нюрнбергский процесс. Ходил на атомном ледоколе «Ленин», когда тот впервые был спущен на воду. Перед его объективом в разные годы оказывались Константин Симонов, Дмитрий Шостакович, Фидель Кастро. Как все фотографы того времени, Халдей проявлял свои фотографии сам. Реактивы, пленки, катушки, бобины, проявители, закрепители, фиксаторы — все, без чего не мыслили жизни фотографы в СССР, на выставке соседствует с его работами.

Искусство скульптуры Советская скульптура, как и фотография, должна была прославлять труд обычного человека. Для работ того периода характерны динамика, ракурс, в котором читается стремление к светлому будущему.

Источник Ссылка

Новости