ПРАВОВОЙ ОБЗОР 15.05.2023 – 19.05.2023 (ЗИТ)


image

23.05.2023

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. АДМИНИСТАРТИВНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Федеральной антимонопольной службы от 21.03.2023 № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров‚ предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»

(далее – Приказ)

(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202305220003)

Приказом был утвержден новый «Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров‚ предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества» (далее – Порядок). Так, Порядок устанавливает, что проведение соответствующих конкурсов и аукционов проводится в электронной форме на электронных площадках, перечень операторов которых утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. К таким операторам также предъявляются следующие требования:

- обеспечивать конфиденциальность информации о заявителях и участниках конкурса или аукциона, направивших информацию и документы;

- бесперебойное функционирование электронной площадки;

- доступ к площадке оператора организатора конкурса или аукциона, заявителей и участников конкурса или аукциона в течение всего срока проведения конкурса или аукциона.

Кроме того, с учетом проведения конкурсов и аукционов в электронной форме, были также в некоторой части изменены требования к заявителям, которые могут принимать участие в конкурсе или аукционе. В частности, такие заявители должны быть зарегистрированы в государственной информационной системе «Официальный сайт Российской федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

Заявка на участие в конкурсе или в аукционе подается теперь в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной подписью заявителя.

Также предусмотрено подписание документов, составляемых в процессе подготовки и проведения конкурсов и аукционов (извещение, протоколы) усиленной квалифицированной электронной подписью.

Соответствующие изменения позволят государству заключать договоры по наиболее выгодной цене за счет увеличения числа конкурирующих компаний и иных участников. Это увеличит доходы от предоставления в аренду государственного и муниципального имущества в бюджеты разных уровней.

Вместе с тем Приказом с 01.10.2023 признается утратившим силу приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Приказ вступит в силу с 01.10.2023.

1.2.На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Московской области от 15.05.2023 № 300-ПП «О внесении изменения в Порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Московской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»

(далее – постановление)

(http://publication.pravo.gov.ru/document/5000202305170003)

Постановление дополнило утвержденный постановлением Правительства Московской области от 08.06.2015 № 407/21 «Порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Московской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» пунктом 7, согласно которому что при определении размера платы по соглашению об установлении сервитута применяется кадастровая стоимость этого земельного участка, действующая по состоянию на дату подачи заявления о заключении соглашения об установлении сервитута.

В случае возникновения разницы кадастровой стоимости земельного участка после даты подачи заявления о заключении соглашения и по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении размера платы по соглашению об установлении сервитута применяется кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН на дату заключения соглашения об установлении сервитута.

Постановление вступило в силу с 18.05.2023.

1.3.В Госдуму внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации»

(далее – законопроект)

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/361268-8)

Законопроектом предлагается дополнить подпункты 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации положениями, позволяющими определять законами субъектов Российской Федерации, наравне с муниципальными образованиями, также и населённые пункты, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальном собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.

Предлагаемые законопроектом изменения обусловлены тем, что в соответствии с частью 3.1-1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.

Подобные объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района осуществлены во многих регионах. При этом, как указано выше, муниципальные районы, в которых все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утратили статус муниципального образования. Вновь образованные муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.

В данных обстоятельствах положения подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации уже не могут позволить в достаточной мере детализировано учитывать необходимость и возможность предоставления гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности по тому или иному основанию, в масштабах одного вновь образованного муниципального образования.

Законопроект, в случае его принятия, должен будет вступить в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

1.4.В Госдуму внесен проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации»

(далее – законопроект)

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/361140-8)

Законопроектом предусмотрено изменение части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Так, указанную часть предлагается изложить в редакции, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть досрочно расторгнут по решению суда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом, в том числе в случае невыполнения арендатором мероприятий по сохранению лесов, мероприятий по охране лесов от пожаров в объеме и сроки, которые предусмотрены проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления, проектом лесоразведения, сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, планом тушения лесных пожаров, а также изменен во внесудебном порядке в случае необходимости внесения изменений в договор аренды лесного участка при назначении мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящее время изменение условий договора аренды публичного лесного участка, заключенного по результатам торгов, при ухудшении санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений возможно только по решению суда. При этом из-за существенного срока проведения судебного разбирательства и вступления в силу решения суда, последующее внесение изменений в договор аренды и проект освоения лесов приводят к существенному переносу сроков начала проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. Несвоевременное проведение санитарно-оздоровительных мероприятий оказывает негативное влияние на общее санитарное и лесопатологическое состояние насаждений и приводит к повышению пожарной опасности в лесах.

Таким образом, по мнению разработчиков законопроекта, возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в судебном порядке, а также возможность его изменения во внесудебном порядке, будет способствовать проведению своевременных мероприятий по предупреждению и распространению вредных организмов, что положительно скажется на санитарном и лесопатологическом состоянии лесных насаждений.

Законопроект, в случае его принятия, должен будет вступить в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Законопроект Росреестра о «лесной амнистии 2.0» принят во II чтении.

Государственная Дума во втором концептуальном чтении приняла разработанный Росреестром законопроект о «лесной амнистии 2.0».

Инициативой предлагается уточнить правила внесения в ЕГРН сведений о пересекающихся лесных участках и лесничествах, а также расширить объем сведений, обмен которыми осуществляется между Росреестром и Рослесхозом, уточнить порядок внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных лесных участках.

Как заявлял руководитель Росреестра Олег Скуфинский при внесении инициативы в Госдуму, «гармонизация реестров обеспечивает полноту и достоверность сведений, способствует созданию инструментов для принятия управленческих решений».

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/zakonoproekt-rosreestra-o-lesnoy-amnistii-2-0-prinyat-vo-ii-chtenii/

2.2. Эксперт: спрос на земельные участки в Подмосковье вырос на треть.

Спрос на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в Московской области в апреле 2023 года вырос по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на треть, а цены за год увеличились на четверть, рассказала РИА Недвижимость эксперт «Циан.Аналитики» Елена Лапшина.

«Потенциальный спрос в этом сегменте в апреле 2023 года на треть выше, чем в апреле 2022-го. При этом средняя стоимость земельного участка сейчас составляет 2,7 миллиона рублей, что на 26% больше, чем годом ранее», - отметила она.

По данным руководителя направления вторичной и загородной недвижимости «Авито Недвижимости» Сергея Хахулина, спрос на покупку земли под ИЖС в Московской области за этот же период вырос на 24%, а цены на такие участки - на 18%.

Увеличение спроса и цен Лапшина объяснила в том числе наличием льготной ипотеки на самостоятельное строительство частных жилых домов – то есть без оформления договора подряда с профессиональными застройщиками.

«Кроме того, рекордный рост цен на готовые дома и повышенный спрос прошлых лет привели к стремлению людей сэкономить и разбить затраты по времени, ведь покупка участка позволяет начать строительство дома позже, когда появятся средства на это. С другой стороны, на рынке часто отсутствуют подходящие варианты готовых домов, поэтому люди покупают участки, чтобы построить дом «под себя», - уточнила эксперт.

При этом загородные дома в Подмосковье начали дешеветь, добавила Лапшина. Сейчас они стоят в среднем 22,8 миллиона рублей, на 12% меньше относительно начала года, обратила внимание эксперт.

Источник: https://realty.ria.ru/20230504/uchastki-1869398948.html

2.3. Госдума освободила от НДФЛ семьи с детьми при продаже земли с домами.

Госдума приняла во втором и третьем чтении закон об освобождении от НДФЛ семей с двумя и более детьми при продаже земельных участков с расположенными на них жилыми домами и хозяйственными постройками независимо от срока владения ими.

Документ направлен на снижение налоговой нагрузки на семьи с детьми при улучшении ими жилищных условий.

Сейчас по общему правилу граждане освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц при продаже недвижимого имущества, которое было приватизировано, получено в наследство или по договору пожизненного содержания с иждивением, подарено и находилось у них в собственности не менее трех лет. Аналогичная льгота касается и единственного жилья. В иных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимости для получения этой льготы составляет 5 лет.

При этом граждане, у которых двое и более детей в возрасте до 18 лет, а если это студенты-очники, то до 24 лет, при продаже комнаты, квартиры или жилого дома либо их частей, а также доли в жилом помещении освобождены от НДФЛ независимо от срока владения при условии приобретения в том же году другого жилья.

Новый закон освобождает от НДФЛ доходы таких семей от продажи земельного участка и расположенных на нем хозяйственных строений и (или) сооружений, если они продаются одновременно с находящимся на нем жилым помещением, независимо от срока владения. При этом полученные от такой продажи доходы не должны использоваться в предпринимательской деятельности.

Субъекты РФ своими законами смогут устанавливать предельный размер площади земельного участка, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения.

Закон должен вступить в силу со дня официального опубликования, а его положения распространяться на доходы, полученные начиная с налогового периода 2023 года.

Источник: https://realty.ria.ru/20230518/ndfl-1872621292.html

2.4. Росреестр выявил более 31 тысячи участков и территорий для жилищного строительства.

В рамках проекта «Земля для стройки» по состоянию на I квартал 2023 года Росреестр выявил более 31 тыс. земельных участков и территорий площадью более 109 тыс. га, пригодных для вовлечения под жилищное строительство в целях строительства многоквартирных домов и ИЖС. Данная работа проводится по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина, об этом сообщил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.

«Земля для стройки» - часть государственной программы «Национальная система пространственных данных». Формирование НСПД включено в перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года по направлению «Строительство» с целью обновления инфраструктуры и формирования комфортной среды для граждан.

«Росреестр продолжает решать задачу по повышению эффективности использования земель. «Земля для стройки» зарекомендовала себя как действенный инструмент взаимодействия государства и заинтересованных лиц. Сегодня совместно с ППК «Роскадастр» и региональными органами власти мы выявляем участки и территории, пригодные для жилищного строительства. Оперативные штабы на местах ежемесячно обновляют информацию. Граждане и инвесторы могут оценить и выбрать подходящие для строительства жилья земли на публичной кадастровой карте. Всего под строительство многоквартирных домов возможно использовать 5,8 тыс. участков площадью 40,52 тыс. га. Остальные 26 тыс. участков (69,17 тыс. га) могут быть вовлечены под индивидуальное жилищное строительство», – рассказал Олег Скуфинский.

Большинство из выявленных участков находятся в Краснодарском крае (7 997,76 га), Свердловской (7 493,26 га), Челябинской (4 623,15 га), Московской областях (4 576,17 га), Республике Удмуртия (4 295,33 га).

Комментирует руководитель Управления Росреестра по Челябинской области Ольга Смирных: «Земля для стройки» — проект Росреестра, призванный сделать процесс выбора земельных участков для строительства прозрачным, быстрым и комфортным. Причем эти постулаты справедливы как для граждан, которые могут использовать сервис при выборе земли для личного жилищного строительства, так и для строительных компаний, которые скорее заинтересуются данным проектом в части возведения многоквартирных домов. Из количества ранее выявленных земельных участков и территорий в рамках реализации проекта «Земля для стройки» по состоянию на 1 апреля вовлечено в хозяйственный оборот 300 земельных участков для индивидуального жилищного строительства площадью более 116 га, а также 43 земельных участков и территорий для строительства многоквартирных домов площадью более 64 га».

На ПКК по состоянию на 13.04.2023 размещены сведения более чем о 17 тыс. земельных участках (13 702 – под индивидуальное жилищное строительство и 3 389 – под строительство многоквартирных домов), общей площадью 79,1 тыс. га.

За все время функционирования проекта вовлечено (предоставлено в аренду или собственность) 8 456 земельных участков площадью 7,2 тыс. гектаров. Посредством Публичной кадастровой карты в отношении 2 104 участков общей площадью 14 047,8 га поступило 4 873 уведомления от заинтересованных в их предоставлении физических и юридических лиц.

«Региональный оперативный штаб продолжает свою работу, и по состоянию на апрель 2023 года выявлены 7 территорий Республики Адыгея, отвечающих критериям возможности вовлечения их в оборот в целях индивидуального жилищного строительства, площадью 183 гектара и 4 территории площадью 105 гектаров, предназначенных для строительства многоквартирных домов. Перед Управлением стоит серьезная задача – достижение в 2023 году целевого показателя по площади земельных участков и территорий, выявленных для вовлечения в оборот (294,54 га), и обеспечение доступа широкому кругу лиц к информации о таких землях и территориях», – сказала Марина Никифорова, руководитель Управления Росреестра по Республике Адыгея.

Проект «Земля для стройки» обеспечивает эффективное взаимодействие заинтересованного лица и органа исполнительной власти в процессе использования земельных участков и территорий, имеющих потенциал вовлечения в оборот в целях жилищного строительства, а также публичный доступ к сведениям о свободной земле для указанных целей.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-vyyavil-bolee-31-tysyachi-uchastkov-i-territoriy-dlya-zhilishchnogo-stroitelstva/

III. АДМИНИСТАРТИВНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Решение Московского областного УФАС России от 18.05.2023 по жалобе № 16289/23

Комитетом по конкурентной политике Московской области (далее – Организатор торгов) был организован аукцион в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Вместе с тем в Московское областное УФАС России (далее – Управление) на указанный аукцион поступила жалоба, согласно доводам которой в проекте договора аренды земельного участка не указана информация о правилах, порядке и основаниях получения разрешения на вырубку деревьев.

Рассмотрев жалобу по существу, Комиссия Управления указала, что порядок организации и проведения аукциона определен статьями 39.11 – 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс). Согласно пункту 21 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав и иные указанные в данном пункте сведения. В соответствии с пунктом 22 статьи 39.11 Земельного кодекса обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.

На заседании Комиссией Управления было установлено, что извещение о проведении аукциона содержит в себе все необходимые сведения о земельном участке, предусмотренные пунктом 21 статьи 39.11 Земельного кодекса, проект договора аренды земельного участка в установленном порядке Организатором торгов размещен. Вместе с тем требований к указанию в проекте договора аренды Земельного участка информации о правилах, порядке и основаниях получения разрешения на вырубку деревьев Земельный кодекс не содержит. Норма закона, нарушенная Организатором торгов, заявителем не приведена, Комиссией Управления не установлена.

Таким образом, жалоба признана необоснованной.

Источник Ссылка

Новости