
18.07.2023
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 10.07.2023 № 296-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307100045)
Федеральным законом предусмотрено, что пользователями недр на участках местного значения (содержащих общераспространенные полезные ископаемые) смогут выступать юридические лица, с которыми заключены концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в отношении автодорог или их участков, защитных, искусственных дорожных сооружений, объектов для ремонта автодорог, элементов обустройства, объектов дорожного сервиса. Право пользования участком можно будет получить без аукциона.
Предусмотрено определение понятия «техническое обслуживание объекта концессионного соглашения», а также вводятся нормы о финансовом участии концедента в исполнении соглашения. Будут возможны 3 формы такого участия. Установлены условия о предельном финансовом участии.
Также с 1 марта 2024 г. открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения можно будет проводить в электронной форме на электронной площадке, которая определена концедентом для проведения конкурса в электронной форме и оператор которой включен в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Установлены особенности организации и проведения такого конкурса. При этом с 1 января 2026 г. будет применяться только электронная форма проведения конкурса.
Относительно соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве Федеральным законом установлено, что соглашением может предусматриваться передача публичным партнером во владение и в пользование частному партнеру объекта незавершенного строительства, права на который зарегистрированы в ЕГРН, для создания на его основе объекта соглашения. Определено понятие реконструкции объекта соглашения. Уточнено содержание конкурсных процедур (по аналогии с концессионными соглашениями).
Федеральный закон вступает в силу с 01.10.2023 г., за исключением отдельных положений, которые будут действовать с 01.01.2024 г.
1.2. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 10.07.2023 № 305-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307100024?index=1)
Федеральным законом установлено, что в случае, если в соответствии со статьей 28.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) утвержден Единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа, в том числе применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, частям населенного пункта, подготовка и утверждение правил землепользования и застройки поселения, муниципального округа, городского округа, в том числе применительно к территориям указанных населенных пунктов, их частям, не осуществляются, а ранее утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, в том числе применительно к территориям указанных населенных пунктов, их частям, подлежат признанию утратившими силу.
Также установлено, что порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом если решение о подготовке документации по планировке территории, решение о внесении изменений в такую документацию были приняты уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления до дня вступления в силу порядков подготовки и утверждения документации по планировке территории, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 8.1 и 18 статьи 45 ГрК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), утверждение документации по планировке территории, подготовленной на основании таких решений, изменений в документацию по планировке территории, подготовленных на основании таких решений, осуществляется в соответствии с частями 8.1, 18, 19 и 20 статьи 45 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
1.3. Госдумой в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации»
(далее – Законопроект)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/386515-8)
Напомним, Законопроект направлен на уточнение предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) ограничений при размещении объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности.
В целях организации отдыха жителей и создания благоприятных условий проживания граждан к приоритетным направлениям деятельности органов государственной власти относится удовлетворение потребности в благоустроенных озелененных территориях общего пользования с соблюдением показателей допустимых уровней территориальной доступности и обеспеченности, установленных региональными нормативами градостроительного проектирования, на землях лесного фонда, примыкающих к населенным пунктам (при отсутствии других вариантов возможного размещения таких объектов).
В соответствии со статьями 94 и 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли рекреационного назначения – земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая
их целевому назначению.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Лесного кодекса строительство, реконструкция и эксплуатация велосипедных и беговых дорожек, возведение некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанным
в части 3 статьи 21 Лесного кодекса, допускается на части площади предоставленного
для осуществления рекреационной деятельности лесного участка, общей площадью, не превышающей одного гектара и не занятой лесными насаждениями.
При этом в целях обеспечения потребности и равных возможностей
для населения в общедоступных занятиях физической культурой и спортом, пеших прогулках в лесу, возникает необходимость обустройства маршрутов для лыжников, велосипедистов и пешеходов, включая маломобильные группы населения
по участкам, занятыми лесными насаждениями. Документами по стандартизации (федеральными сводами правил, межгосударственными стандартами) установлены параметры для лыжных трасс (например: ширина не менее 3 м для проезда специальных машин для уплотнения снега и прокладки лыжни, средняя длина – 5 км), пешеходных дорожек (с учетом движения по прохожей части пешеходного пути маломобильных групп населения – не менее 2 м), велосипедных дорожек (двухполосных со встречным движением – 2,5-3,6 м), в связи с чем средняя площадь лыжных трасс и велопешеходных дорожек при реализации мероприятий
по благоустройству лесных участков, составляет 4 га.
В связи с этим Законопроектом предлагается дополнить статью 41 Лесного кодекса положением, предусматривающим нераспространение установленных ограничений на случаи размещения велосипедных, беговых и других дорожек и троп, а также сопутствующей инфраструктуры, необходимой для организации отдыха граждан.
Дата вступления в силу Законопроекта в случае его принятия: со дня его официального опубликования
1.4. Росреестром разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации»
(далее – Законопроект)
(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=140019)
Дата начала публичного обсуждения: 17 июля 2023 г.
Дата окончания публичного обсуждения: 4 августа 2023 г.
Законопроект направлен на корректировку порядка проведения аукционов по продаже или предоставлению в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Такая корректировка касается прежде всего сокращения сроков осуществления отдельных процедур, связанных с проведением соответствующих аукционов.
В частности, Законопроектом предлагаются следующие изменения:
- сокращен срок, в течение которого должно размещаться извещение о проведении аукциона до даты проведения аукциона (до четырнадцати дней);
- установлено право субъектов Российской Федерации определять необходимость опубликования извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, муниципального округа по месту нахождения земельного участка;
- установлена возможность уполномоченному органу вносить в извещение о проведении аукциона изменения, не связанные с изменением предмета аукциона, до даты окончания приема заявок на участие в аукционе с продлением срока размещения такого измененного извещения;
- сокращен срок направления победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику подписанных проектов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или проекта договора аренды такого земельного участка (до трех дней);
- подготовка договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется не в трех, а в двух экземплярах;
- сокращен срок подписания направленных победителю аукциона, иному определенному Земельным кодексом Российской Федерации лицу проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка (до четырнадцати дней).
Законопроект, в случае его принятия, должен вступить в силу с 1 марта 2024 года, за исключением отдельных положений.
1.5. В Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»
(далее – Законопроект)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/401706-8)
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере лесопользования. Он направлен на создание механизма экономической устойчивости государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, путем возможности осуществления рубки спелых и перестойных лесных насаждений на основании договоров купли-продажи лесных насаждений и их последующей реализации.
Так, из пояснительной записки к Законопроекту следует, что в настоящее время из 1 миллиарда 147 миллионов га земель лесного фонда 14 % (167 млн га) переданы в долгосрочную аренду для заготовки древесины.
Арендаторами лесных участков на этой территории осуществляется не только заготовка древесины (169 млн куб. м. в 2017 г.), но и выполняется комплекс мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. На остальной территории лесного фонда мероприятия по охране, защите и воспроизводству выполняются в рамках государственных заданий государственными учреждениями, созданными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для исполнения переданных полномочий в области лесных отношений, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее соответственно - Лесной кодекс, Учреждение). В силу недостаточных объемов бюджетного финансового обеспечения Учреждениями выполняется не более 25% от необходимого объема мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Спелые и перестойные насаждения, не вовлеченные в рубку, не выполняют хозяйственную (ресурсы и доходы) и социальную (рабочие места, инфраструктура) функции, а эффективность экологических функций лесов существенно падает (процессы старения насаждений снижают устойчивость насаждений к воздействию вредных организмов, а накопление горючих материалов повышает риски утраты насаждений от пожаров).
Согласно Законопроекту Учреждения получают право осуществлять заготовку древесины на землях лесного фонда на основании договора купли-продажи лесных насаждений в случае, если заготовка такой древесины должна была проводиться на основании договора купли-продажи лесных насаждений, право на заключение которого являлось предметом аукциона в соответствии с частью 1 статьи 77 Лесного кодекса, не заключенного в связи с уклонением победителя аукциона от заключения такого договора, и отказа участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, либо в связи с признанием аукциона несостоявшимся в соответствии с пунктами 1, 4 части 6 статьи 79 Лесного кодекса.
Частью 5 статьи 119 Лесного кодекса установлено, что на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, что не позволяет осуществлять уход за лесами, направленный на сохранение средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций защитных лесов. Законопроектом предлагается дополнить часть 5 статьи 119 Лесного кодекса положением, предусматривающим возможность осуществления на особо защитных участках лесов рубок ухода.
В случае принятия Законопроекта он вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Госдума одобрила нормы регулирования для владельцев гаражей.
Госдума приняла во втором чтении законопроект, регулирующий деятельность гаражных объединений.
Инициатива была внесена в Госдуму главой комитета палаты по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым и первым вице-спикером Совфеда, секретарем генерального совета «Единой России» Андреем Турчаком.
«У нас в стране насчитывается более 30 тысяч гаражных объединений, - напомнил Крашенинников. - Мы понимаем, что это сотни тысяч граждан, которые обладают этой собственностью. Но закона нет. И сегодня мы принимаем первый закон, который определит, что такое гараж, какие права есть у собственника, какими могут быть объединения, как они организовываются, как действуют, и как ими управлять, и что делать с общими дорогами, стоянками, общей собственностью».
Документ также содержит положение о долевой собственности, устанавливается, «что эта доля переходит при продаже или наследуется вместе с самим объектом недвижимости», - сказал глава комитета.
Кроме того, законопроект конкретизирует положение об общем имуществе в границах территорий гаражного назначения, общем имуществе собственников машиномест и нежилых помещений в гаражном комплексе и управлении таким имуществом.
«Документ получился очень объемным, - указал парламентарий. - Тем самым мы защитим права огромного количества граждан. Закон будет работать вместе с действующей гаражной амнистией, когда все эти объекты можно легализовать в упрощенном порядке, зарегистрировать. Самое главное - он защитит права собственников на эту недвижимость, чтобы бульдозер не подъехал и не сравнял с землей данный объект».
Источник: https://rg.ru/2023/07/13/gosduma-odobrila-normy-regulirovaniia-dlia-vladelcev-garazhej.html
2.2. Закон пропишет правила оформления земли под трубопроводами и линиями электропередач.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности подготовила поправки ко второму чтению в законопроект, прописывающий правила оформления земли под трубопроводами и линиями электропередач.
«Законопроект направлен на создание механизмов для оформления прав на линейные объекты, созданные до 2000-х годов, и регулирования правоотношений по использованию земельных участков собственником Единой системы газоснабжения», - прокомментировал председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Он напомнил, что одной из тенденций развития законодательства является создание условий для упрощения оформления прав на объекты, построенные до появления современной правовой системы государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
Так, в настоящее время подобные «упрощенные» порядки существуют в отношении личной недвижимости граждан: так называемые «дачная амнистия» и «гаражная амнистия». Действуют также упрощенные процедуры оформления и ряда других объектов.
Вместе с тем до настоящего времени подобные механизмы не созданы для линейных объектов, которые используются для оказания коммунальных и иных услуг населению, транспортировки газа и т.д. Речь в том числе о линиях связи, электропередач, трубопроводах, железнодорожных путях, а также многих других объектах. В данный момент остаются неоформленными права примерно на 720 тысяч километров линейных объектов из-за отсутствия на них правоустанавливающих документов.
«Законопроект устанавливает, что права на них можно будет оформить без обращения в суд, установив публичный сервитут на земельный участок, в границах которого размещен объект. Предоставления разрешительных документов на сами сооружения, построенные более 20 лет назад, не потребуется. Инициатива сейчас готовится в Госдуме ко второму чтению. Правительство подготовило поправки, уточняющие некоторые положения проекта», - подчеркнул председатель Правления АЮР.
В частности, уточняется порядок образования земельных и лесных участков для размещения линейных объектов. Также подготовленными поправками к проекту предусматривается, что правообладатели линейных объектов, права на которые возникли до 1 сентября 2018 года, будут иметь право аренды земельного участка или право постоянного пользования земельным участком на публичный сервитут.
Источник: https://rg.ru/2023/07/11/zakon-propishet-pravila-oformleniia-zemli-pod-truboprovodami-i-liniiami-elektroperedach.html
2.3. Депутаты поддержали упрощенный порядок постановки на учет объектов незавершенного строительства.
Разработанный Росреестром законопроект об упрощенном порядке постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности на объекты незавершенного строительства (ОНС), который позволит решить проблему «недостроев», одобрен Государственной Думой в третьем окончательном чтении.
«Сейчас суммарно в федеральной и региональной собственности находится примерно 81 тыс. проблемных ОНС. В первую очередь на дальнейшее вовлечение их в оборот и нацелен предложенный нами законопроект. Благодаря упрощению учетно-регистрационных действий не придется тратить бюджетные средства на подготовку предусмотренного действующим законодательством технического плана и прочей документации», — заявил глава ведомства Олег Скуфинский.
Напомним, по инициативе Росреестра для регистрации и постановки на учет включенных в федеральный, а также региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства ОНС, достаточно одной только декларации об объекте недвижимости.
Государственные кадастровый учет и регистрация прав на объекты незавершенного строительства, включенные в соответствующий реестр, необходимы для принятия управленческих решений. Так, после включения в федеральный или региональный перечень ОНС могут быть достроены, приватизированы или переданы для дальнейшей реализации.
Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/deputaty-podderzhali-uproshchennyy-poryadok-postanovki-na-uchet-obektov-nezavershennogo-stroitelstva/
2.4. Функционал НСПД расширится в 2024 году.
«Национальная система пространственных данных» пополнится информацией, необходимой для определения кадастровой стоимости, и сведениями, предусмотренными международными обязательствами Российской Федерации. Постановление о внесении изменений в положение о Единой цифровой платформе «Национальная система пространственных данных» подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Согласно документу, за системой дополнительно закреплено обеспечение функции ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также автоматизации и мониторинга проведения государственной кадастровой оценки.
Изменения в Положение вступят в силу с 1 января 2024 года и будут способствовать совершенствованию системы государственной кадастровой оценки и созданию портала пространственных данных государств – участников СНГ.
«Национальная система пространственных данных» создается Росреестром в рамках одноименной государственной программы с 2022 года.
Создание ресурса повысит эффективность использования земель, в том числе за счёт сбора данных о доступных для застройки участках, позволит более комплексно подходить к вопросам территориального планирования и пространственного развития, ускорит и упростит получение государственных услуг в сфере регистрации прав на землю и недвижимость для бизнеса и граждан. Полностью завершить формирование единой цифровой платформы и единой электронной картографической основы, планируется к 2030 году.
Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/funktsional-nspd-rasshiritsya-v-2024-godu/
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.07.2023 по делу № А64-6388/2022
Администрацией Сосновского района Тамбовской области (далее - администрация) был организован и проведен аукцион по предоставлению в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Соответствующий договор аренды земельного участка по результатам аукциона был заключен с победителем торгов - обществом с ограниченной ответственностью «Лидер». Вместе с тем общество с ограниченной ответственностью «Агро Виста Тамбов» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании проведенных торгов недействительными. В обоснование исковых требований общество сослалось на то, что была нарушена процедура проведения торгов, в аренду был передан земельный участок, включающий земли общего пользования и занятый лесными насаждениями, выполняющими защитные функции, а также на то, что на этом участке обществом был осуществлен посев подсолнечника.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований обществу отказали, однако общество обжаловало принятые по делу судебные акты в порядке кассационного производства.
Рассмотрев кассационную жалобу общества суд округа не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. Так, в кассационном постановлении указано, что права общества вследствие проведения аукциона, результаты которого оспариваются по настоящему делу, не нарушены, поскольку информация о реализации права аренды земельного участка была своевременно доведена администрацией до сведения всех заинтересованных в его приобретении лиц, о чем в том числе свидетельствует количество участников аукциона (более 10 лиц). Вместе с тем по данным Управления лесами Тамбовской области земельный участок не расположен в границах земель государственного лесного фонда, в связи с чем нахождение на части площадей участка древесно-кустарниковой растительности не связано с созданием защитных лесных насаждений, а обусловлено естественными процессами из-за неиспользования земли. Кроме того, посев подсолнечника на указанном участке осуществлен обществом без правовых оснований для занятия его площадей и в период времени после того, как данному обществу должно было стать известно о принятом администрацией решении о реализации на аукционе права аренды земельного участка.
Источник Ссылка