
02.08.2023
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1.Письмо Минфина России от 08.06.2023 № 24-07-09/53177
(далее – письмо)
(http://zakupki-inform.ru/223-fz/pisma-i-raz-yasneniya-po-223-fz/pismo-minfina-rossii-ot-08-06-2023-24-07-09-53177.html?ysclid=lksddagb4s800781020)
Минфин России в своем письме разъяснил, что положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не ограничивают заказчика в возможности установить требование о представлении участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира;
При этом страна происхождения товара в заявке на участие в закупке указывается участником закупки в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в документах, формируемых при осуществлении закупки (для конкурентной закупки - в документации о конкурентной закупке, в извещении о проведении запроса котировок).
Кроме того, если в соответствии с заключаемым договором предусмотрена поставка товара с разными странами происхождения, в такой договор при его заключении включается информация о каждой стране происхождения товара.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Россельхозбанк утвердил программу «выращивания» поставщиков из числа малого бизнеса.
Россельхозбанк (РСХБ) утвердил программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в целях их потенциального участия в закупках, говорится в сообщении «Корпорации МСП».
«Предлагаемое малому и среднему бизнесу «выращивание» рассчитано на предприятия, ведущие деятельность в области растениеводства и животноводства, лесоводства и лесозаготовок, производства пищевых продуктов, - говорится в сообщении корпорации, - Программа, в частности, предусматривает информационную, правовую, организационную, а также методическую поддержку».
В «Корпорации МСП» уточнили, что собственно отбор для участия в этой программе РСХБ планирует запустить осенью текущего года. К этому же времени банк намерен определить дополнительные требования к субъектам МСП, желающим принять участие в программе, а также конкретные меры поддержки (информационная, правовая, организационная, обучение, льготные условия банка и т.п.). В число последних предполагается включить возможность заключения офсетного договора (со встречными инвестиционными обязательствами).
«В перспективе «выращивание» может стать шагом к заключению офсетного договора, - отметил гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич. - Он является обоюдовыгодной формой сотрудничества, когда поставщик получает гарантированный рынок сбыта, а заказчик - продукцию нужного качества и объема».
По результатам отбора РСХБ намерен определить до трех субъектов МСП, которые смогут принять участие в программе «выращивания».
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/3040
III. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Решение Московского УФАС России от 27.06.2023 по делу № 077/07/00-8279/2023
В адрес Московского УФАС России (далее – Управление) поступила жалоба заявителя на действия АО «Рособоронэкспорт» (далее – Заказчик) при проведении закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). В жалобе заявитель указал, что к его заявке неправомерно не был применен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, устанавливаемый в соответствии с Законом о закупках и постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление № 925). Заказчик по данному доводу возразил, указав, что товарами, приравненными к товарам российского происхождения, признаются товары, происходящие из России, стран ЕАЭС и стран, присоединившихся к ГАТТ 1994. При этом, Китай является страной, присоединившейся к ГАТТ 1994, в связи с чем приоритет в данной закупке не предоставлялся.
Рассмотрев жалобу, Комиссия Управления не поддержала позицию Заказчика и признала жалобу обоснованной, указав в обоснование своей позиции следующее:
- предусмотренный Постановлением № 925приоритет устанавливают с учетом Договора о ЕАЭС и Генерального соглашения по тарифам и торговле. Последнее гарантирует странам — участницам ВТО благоприятные условия для ввоза и вывоза их товаров, а не для заключения договоров поставки;
- предоставление равных преимуществ товарам из стран ВТО и ЕАЭС противоречит смыслу приоритета. Его применяют только к российской и евразийской продукции;
- Китай не входит в ЕАЭС. Приоритет следовало дать отечественному товару.
3.2. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 № 09АП-37942/2023 по делу № А40-16654/23
ПАО «Ростелеком» (далее – заказчик) в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) организовало и провело закупку в форме ценового тендера в электронной форме на право заключения договора на поставку средств межсетевого экранирования. Победителем закупки было признано АО «Инфосистемы Джет» (далее – общество), однако заказчик принял решение об отмене закупки, о чем было размещено соответствующее извещение. Вместе с тем общество не согласилось с отменой закупки и обратилось с жалобой в ФАС России, в результате рассмотрения которой ФАС России признала ее обоснованной и выдало заказчику предписание о необходимости заключения договора с обществом. Заказчик с решением и предписанием ФАС России не согласился, обжаловав данные акты в судебном порядке.
Суд первой инстанции с позицией заказчика согласился и признал решение и предписание ФАС России недействительными, однако ФАС России обжаловало решение суда в порядке апелляционного производства, однако суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения принятого решения не усмотрел.
Как следует из материалов дела, заказчик пояснял, что закупка в форме ценового тендера в электронной форме является неконкурентным способом закупки, однако ФАС России настаивало, что данная закупка является конкурентной, в связи с чем после определения победителя закупки заказчик не имел права ее отменять и не мог отказаться от заключения договора с победителем.
В свою очередь суды указали, что закупка заказчика является неконкурентной, и в соответствии с его Положением о закупках заказчик имел право отменить закупку на любой ее стадии.
Так, закупка в форме ценового тендера в электронной форме появилась в Положении о закупке заказчика на период действия постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее - «Постановление № 301»), регламентирующего заказчикам, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, не размещать в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сфере закупок, сведения о закупках. При этом право заказчиков проводить закупки в рамках неконкурентных процедур предусмотрено в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 №24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022г. №301», в пункте 3 которого указано, что в настоящее время заказчики осуществляют закупки, в том числе, путем проведения неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС, то есть при которых не выполняется условие осуществления закупки о размещении в ЕИС, предусмотренное подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем в соответствии с п. 19.2.1 Положения о закупке заказчика, неконкурентные закупки (к числу которых относится проведенный ценовой тендер) проводятся заказчиком в период действия постановления Правительства Российской Федерации № 301. Установленные в Положении о закупке возможность проведения неконкурентных закупок и право отменить закупочную процедуру на любой стадии, до заключения договора, направлено на минимизацию рисков возникновения убытков для заказчика в период действия ограничительных мер. При этом согласно п.19.4.1 Положения о закупке и п. 4.3.1 закупочной документации заказчик вправе отказаться от проведения закупки, а также завершить процедуру закупки без заключения договора, в любое время до заключения договора, поскольку настоящая закупка является неконкурентной, в связи с чем, положения частей 5 и 15 статьи 3.2 Закона, к ней не применимы.
При этом рассматриваемая закупка не соответствует условиям конкурентной закупки, предусмотренным ч.3 ст.3 Закона о закупках, в связи с чем она вопреки доводам ФАС России не может считаться конкурентной. ФАС России неправомерно фактически обязывает заказчика проводить исключительно конкурентные закупки закрытым способом, игнорируя предоставленное законом право проводить закупки неконкурентным способом.
Источник Ссылка