22.08.2023
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.06.2023 № П/0230 "Об установлении формы графического описания местоположения границ лесопарковых зеленых поясов, требований
к точности определения координат характерных точек границ лесопарковых зеленых поясов, формату электронного документа, содержащего сведения
о границах лесопарковых зеленых поясов"
(далее – Приказ № П/0230)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308160002?index=1)
Приказ № П/0230 устанавливает форму графического описания местоположения границ лесопарковых зеленых поясов, требования к точности определения координат характерных точек лесопарковых зеленых поясов, а также содержание сведений о границах лесопарковых зеленых поясов.
Документ вступает в силу с 15 сентября 2023 г.
1.2. В системе обеспечения законодательной деятельности опубликован Законопроект № 425358-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Законопроект)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/425358-8#bh_histras)
Законопроектом предлагается установить, что снос гаражей и машино-мест
в пределах городских округов может быть осуществлен только в целях дальнейшего строительства на этом участке объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, больницы, др.) и объектов благоустройства территорий (парки, скверы, детские площадки, др.).
Наличие на некоторых участках городов гаражных построек без соответствующего разрешения (самовольных построек) действительно создает ряд проблем и ограничений для развития городской инфраструктуры и общественного благосостояния.
Органы исполнительной и муниципальной власти лишают права собственности граждан на гаражи и машино-мест в целях декларируемого строительства на этих площадях новых полезных объектов. Однако зачастую вместо полезных для граждан объектов появляются торговые центры или новые жилые 2 комплексы
Предложенная Законопроектом мера о сносе этих построек только в целях создания социальных объектов и объектов благоустройства территорий, например, детских площадок, спортивных комплексов, общественных садов и других социально значимых объектов позволит превратить занимаемые участки в места общественного пользования, предоставляя гражданам больше доступного пространства для отдыха.
В случае принятия Законопроекта, он вступит в силу с момента опубликования.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Ранее возникшее право собственности
Ранее возникшим правом (РВП) является право, которое возникло до 31 января 1998 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г.
№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». До этого периода государственная регистрация прав на недвижимость осуществлялась органами технической инвентаризации (БТИ), земельными комитетами, органами местного самоуправления и другими соответствующими учреждениями.
Регистрация права собственности в БТИ подтверждалась проставлением на правоустанавливающем документе регистрационного штампа. При регистрации права собственности на земельный участок выдавалось свидетельство о регистрации права собственности на землю или государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.
На сегодняшний день такое право собственности считается возникшим
и юридически действительным даже при отсутствии записи о праве в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Однако, Вы имеете право
и возможность инициировать внесение в ЕГРН сведений о принадлежащем Вам объекте недвижимого имущества. Учитывая важность наполнения ЕГРН полными и точными сведениями настоятельно рекомендуем Вам осуществить государственную регистрацию прав в отношении используемого Вами объекта недвижимого имущества. Такая регистрация осуществляется БЕСПЛАТНО!
Почему это важно сделать:
– наличие сведений о собственнике в ЕГРН исключает возможность проведения регистрационных действий без ведома и (или) участия собственника. Это является самой надежной защитой!
– актуальная информация о правах на объекты будет предоставлена
в заинтересованные органы без участия собственника, не придется нести расходы на получение различных справок. Вы каждый день сможете проверить своё имущество, не выходя из дома!
– актуализируются сведения о площадных характеристиках помещений,
что важно для обоснованного для обоснованного исчисления налога, коммунальных и иных платежей, субсидий!
Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/reg/ranee-voznikshee-pravo-sobstvennosti/
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление девятнадцатого арбитражного апелляционного суда Российской Федерации от 10 августа 2023 года по делу
№ А35-10879/2021.
Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - ИП Глава КФХ, Истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к Администрации Березниковского сельсовета Рыльского района Курской области (далее – ответчик) о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка
из категории земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, о признании недействительным договора аренды земельного участка, заключенного между Администрацией Березниковского сельсовета Рыльского района Курской области и ИП Главой КФХ по результатам торгов обязать Администрации Березниковского сельсовета Рыльского района Курской области заключить договор купли-продажи земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Далее – 101-ФЗ) с ИП Главой КФХ.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.05.2023 по делу
в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом сделан ошибочный вывод о том, что истцом не подтвержден факт использования в сельскохозяйственной деятельности именно спорного земельного участка в испрашиваемых границах. Ссылается на нарушение Администрацией процедуры опубликования извещения
о возможности приобретения спорного участка на льготных условиях.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 24.05.2023 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Из искового заявления следует, что ИП Глава КФХ в течение длительного времени обрабатывал невостребованные доли в земельном участке, а также земельный участок, который был выделен из вышеуказанного исходного земельного участка.
Как пояснил истец, учитывая действующее законодательство, предоставляющее возможность реализовать право на выкуп земельного участка в порядке пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, он добросовестно ожидал предоставления такой возможности со стороны Администрации Березниковского сельсовета Рыльского района Курской области.
Вместе с тем, Истец узнал, что на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, принадлежащих на праве собственности Администрации, в том числе, спорного земельного участка.
По итогам проведения аукциона по земельному участку признан истец.
В результате между истцом и ответчиком заключен договор аренды земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Как разъяснено в пункте 44 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации
(далее – ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Так, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности
и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная платав размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Реализация права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду в порядке названной нормы возможна только лицами, использующими данный земельный участок, и в течение ограниченного срока (6 месяцев) с момента государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием.
Исходя из установленных в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в отсутствие доказательств использования ИП Главой КФХ спорного земельного участка в конкретных границах, а также в отсутствие заявления заинтересованного лица, орган местного самоуправления не мог осуществить действия по выделению «идеальной» доли
в земельном участке с целью предоставления его истцу на льготных условиях.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не доказана обоснованность заявленных требований, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат и постановил решение Арбитражного суда Курской области от 24.05.2023 по делу № А35-10879/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Источник Ссылка