27.09.2023
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
18.09.2023 – 22.09.2023
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1.Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 16.09.2023 № 2502-р
(далее – Распоряжение)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309180025)
Внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ от 15.09.2018 №1942-р, которым урегулированы отдельные вопросы обеспечения казначейского сопровождения средств и расчетов.
Помимо прочего, поправками предусмотрено, что Казначейству России следует обеспечить казначейское сопровождение:
- авансовых платежей на сумму 5 млн рублей и более по заключаемым между соисполнителями контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- авансовых платежей на сумму 5 млн рублей и более по заключенным между соисполнителями контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в случае внесения в указанные контракты (договоры) изменений
в части увеличения суммы авансовых платежей.
Указанные нормы применимы, если источником финансового обеспечения этих контрактов (договоров) являются средства Фонда проектов социального
и культурного назначения «Национальное культурное наследие».
Документ вступает в силу 28.09.2023
1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1543 "Об утверждении Правил осуществления Федеральным казначейством функций по контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний
и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого
или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов,
на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации"
(далее – Постановление)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309220021)
Утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством контроля финансовых и хозяйственных операций организаций – заказчиков по Закону
№ 223-ФЗ. Документ предусматривает особенности контроля финансовых
и хозяйственных операций: государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных обществ, с долей участия Российской Федерации в уставном капитале свыше 50%.
Контрольные мероприятия (камеральные и выездные) будут проводиться
на основании поручений Президента РФ, Правительства РФ, Министра финансов РФ.
В ходе таких мероприятий анализу, в числе прочих данных, подвергнут документы бухучета, документы о планировании и осуществлении закупок, данные ЕИС и других информсистем, к которым имеет отношение деятельность проверяемой компании.
В ходе контрольных мероприятий будут выясняться:
- обоснованность предоставления компании мер господдержки, привлечения организацией кредитов и займов;
- информация об активах и обязательствах, отраженная в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого лица.
Документ предусматривает порядок проведения контрольных мероприятий, права и обязанности компаний, полномочия проверяющих и правила
их взаимодействия. По итогам анализа будет оформляться заключение.
На основании заключения Казначейство подготовит доклад должностному лицу или органу, давшему поручение. При выявлении в действиях проверяемых лиц признаков правонарушений, информацию направят в прокуратуру, правоохранительные и иные органы.
Документ вступит в силу с 30 сентября 2023 г.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. РЖД в октябре проведут отбор поставщиков для заключения офсетных контрактов
ОАО "РЖД" в октябре проведет отбор поставщиков для заключения двух офсетных договоров (со встречными инвестиционными обязательствами) в рамках программы "выращивания" поставщиков из числа малого бизнеса, заявила руководитель дирекции оказания возмездных услуг и информационного обеспечения в сфере закупок "Корпорации МСП" (госкомпании реализуют свои программы выращивания малого бизнеса при участии корпорации - ИФ) Наталья Власова в ходе Форума контрактных отношений.
"В октябре РЖД запустит среди субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) отбор поставщиков, с которыми планирует подписать два офсетных договора, - сказала Власова. - Один из офсетных договоров будет предусматривать поставку питьевой воды для нужд РЖД, а другой - поставку пиломатериалов".
Конкретные параметры офсетных договоров пока не определены.
Это будут не первые офсетные договора, заключенные РЖД с малым бизнесом в рамках программы "выращивания" (была запущена в апреле текущего года). В июне компания подписала такой договор на 99,5 млн рублей. Поставщик по офсетному договору должен будет поставлять госкомпании средства малой механизации, включая различные гидравлические приборы, комплекты для выправки пути и т.п.
Название поставщика, как и других субъектов МСП, включенных в программу "выращивания", РЖД не раскрывает.
Как сообщалось, в ноябре прошлого года вступили в силу новые положения закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", предусматривающие, что отобранным для участия в программах развития субъектам МСП госкомпании должны будут составлять индивидуальные карты развития
с перечнем конкретных мероприятий, сроком их реализации и указанием ответственных за это лиц. Причем участвовать в таких программах развития смогут только те субъекты МСП, которые уже имеют опыт исполнения договоров
по результатам закупок госкомпаний.
По данным "Корпорации МСП", к настоящему времени программы выращивания поставщиков из числа субъектов МСП уже запустили 15 крупнейших госкомпаний. В их числе РЖД, "Интер РАО", АО "Мослифт", АО "Почта России", "Ростелеком", РСХБ и другие. Еще около 20 госкомпаний также планируют запустить программы развития поставщиков.
На начало июля офсетные договоры в рамках программ выращивания заключили "Интер РАО", "Росгео", РЖД и "Автодор - Платные дороги". Общий объем этих договоров составляет 3,1 млрд рублей. При этом суммарный объем инвестиций субъектов МСП в развитие своих производств, предусмотренный офсетными договорами, превышает 960 млн рублей.
Источник:https://prozakupki.interfax.ru/articles/3095
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22.09.2023 по делу № А21-9071/2022
Акционерное общество «Россети Янтарь», (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы
по Калининградской области (далее – Управление).
Решением суда первой инстанции от 19.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить судебные акты, заявление удовлетворить.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Общество (заказчик, организатор торгов) в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Единого стандарта закупок публичного акционерного общества «Россети», (далее - Положение о закупках) разместило извещение о закупке
на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ с поставкой материально-технических ресурсов и оборудования по объекту.
Заказчиком выбран в качестве способа закупки конкурс в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения заявок участников, заявка коллективного участника закупки в составе лидера коллективного участника закупки ООО «СБ «Регион» и члена коллективного участника закупки ООО «ИНБРЭС» закупочной комиссией заказчика отклонена
ООО «СБ «Регион» не согласилось с решением Общества об отклонении заявки и 01.07.2022 в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» обратилось с соответствующей жалобой в Управление.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального
и процессуального права, не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации
о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны
в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки,
к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о закупках отборочные критерии (требования) - это обязательные к исполнению всеми участниками закупки
и устанавливаемые в документации о закупке требования, несоответствие которым влечет решение закупочной комиссии об отклонении заявки от дальнейшего рассмотрения.
Пунктом 1.4.1 раздела 1.4 документации о закупке «Требования к участнику закупки» определено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Исследовав и оценив Положение о закупках (пункт 2.7), положения документации о закупке (пункт 1.4.8), представленные коллективным участником закупки в составе лидера коллективного участника закупки ООО «СБ «Регион»
и члена коллективного участника закупки ООО «ИНБРЭС» в составе заявки документы (справки о кадровых ресурсах), соглашение о коллективном участии
от 17.06.2022, суды согласились с выводами Управления о том, что
в рассматриваемом случае коллективный участник закупки при суммировании количественных параметров соответствовал требованиям конкурсной документации. Основания для отклонения заявки ООО «СБ «Регион» от участия в конкурсе у закупочной комиссии заказчика по данному основанию отсутствовали. Кадровый ресурс ООО «ИНБРЭС» закупочная комиссия заказчика не оценивала.
При этом суды учли позицию, изложенную в пункте 14 Обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, в соответствии с которой, если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому
ее участнику. Обратное не отвечает цели коллективного участия в закупке несколькими лицами в составе группы лиц и ставит эту группу лиц в неравное положение с отдельным участком закупки, показатели опыта работ которого суммируются.
При этом суды учли позицию, изложенную в пункте 14 Обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, в соответствии с которой, если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику. Обратное не отвечает цели коллективного участия в закупке несколькими лицами в составе группы лиц и ставит эту группу лиц в неравное положение
с отдельным участком закупки, показатели опыта работ которого суммируются.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судов о том, что примененный комиссией Общества подход к рассмотрению заявки коллективного участника противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки, установленные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем отказали Обществу
в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Источник Ссылка