ПРАВОВОЙ ОБЗОР 25.09.2023 – 29.09.2023 (223-ФЗ)


image

05.10.2023

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.На сайте системы обеспеченья законодательной деятельности опубликован Законопроект № 448954-8 «О внесении изменения в статью 17-1 Федерального закона «О защите конкуренции»
(далее – Законопроект 448354-8)

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/448954-8)

Законопроектом 448354-8 планируется, что заказчики из числа ГУП или МУП смогут передавать в том числе в аренду свое имущество без торгов контрагентам, с которыми заключили договоры по итогам конкурса или аукциона по Закону N 223-ФЗ. Это возможно, если:

- имущество передают для исполнения договора и это предусмотрели
в документации о закупке;

- cрок пользования им не выше периода исполнения договора.

Новшество не коснется предприятий, если цель их создания и основной вид деятельности - водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и обращение с ТКО.

Документ вступает в силу в случае его подписания по истечению 10 дней с момента официального опубликования.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1.  О заключении договоров бюджетным учреждением

Обязано ли бюджетное учреждение указывать, например, в договоре аренды, согласно которому учреждение является арендатором, федеральные законы (№ 223-ФЗ или № 44-ФЗ), а также источник средств, за счет которых будет производиться оплата по договору?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Бюджетное учреждение не обязано указывать в заключаемом договоре (контракте), в соответствии с каким федеральным законом осуществляется его заключение (Закон № 44-ФЗ, либо Закон № 223-ФЗ).

Информацию об источнике финансирования средств, за счет которых будет производиться оплата по договору, следует указывать в контрактах, заключаемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Для договоров, заключаемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, аналогичного требования законом не установлено.

Обоснование вывода:

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных данным законом контрактов, к числу которых относятся гражданско-правовые договоры (контракты), заключаемые бюджетными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8.1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Бюджетные учреждения, являясь заказчиками (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ), по общему правилу осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона
№ 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15 Закона № 44-ФЗ, которой предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий закупать товары, работы и услуги с применением положений Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Как видно, закон устанавливает для бюджетных учреждений обязанность
в зависимости от источника финансирования осуществлять закупки в порядке, предусмотренном либо Законом № 44-ФЗ, либо в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Напомним, что под закупкой товара, работы, услуги в Законе № 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 этого закона). Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также – контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение контрагента – это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершая заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 223-ФЗ также не содержит понятия закупки, однако из системного анализа его норм (в частности, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2) следует, что под закупкой в нем понимается не конкретный вид договора, заключаемого в соответствии с этим Законом, а процедура выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – контрагента) для заключения с ним договора о приобретении товаров, работ, услуг.

По смыслу положений двух указанных Законов: № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также ГК РФ, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в указанном законе (параграфы 3, 4, 7 главы 30, главы 34, 37, 38, 39 ГК РФ и прочие), под действие указанных законов подпадают любые возмездные договоры (контракты), по которым лица, именуемые в контексте норм этих федеральных законов заказчиками, получают представление в натуре, в неденежной форме и оплачивают его (кроме договоров, регулирующих отношения, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, а также в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), не исключая и договоры аренды.

Как следует из п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, стороны договора свободны в определении его условий, за исключением случаев противоречия закону и случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными же условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Ни Закон № 44-ФЗ, ни Закон № 223-ФЗ не содержат требования о включении в заключаемый договор (контракт) указания на закон, в соответствии с которым он заключается.

Что касается информации об источнике финансирования средств, за счет которых будет производиться оплата по договору, ее следует указывать в контрактах, заключаемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ, поскольку в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ указано, что, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, помимо прочего, краткое изложение условий контракта с отражением в том числе источника финансирования. Указание на источник финансирования является обязательным (смотрите, в частности, ответ на вопрос 2 в письме Минэкономразвития России от 29.12.2014 N Д28И-2845). Информация об источнике финансирования включается и в реестр контрактов (п. 2 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

В то же время в отношении договоров, заключаемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, аналогичного требования законом не установлено.

Источник: https://gkgz.ru/o-zaklyuchenii-dogovorov-byudzhetnym-uchrezhdeniem/

III. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Решение Новосибирского УФАС России от 24.08.2023

№ 054/01/18.1-1654/2023

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба ООО «УРАЛФУД» (далее – Заявитель) на действия заказчика Государственного автономного учреждения стационарного социального обслуживания Новосибирской области «Успенский психоневрологический интернат» (далее - ГАУССО НСО «Успенский психоневрологический интернат») при проведении запроса котировок

в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку продуктов питания.

По мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно принял решение
о несоответствии заявки ООО «УРАЛФУД» на участие в запросе котировок
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), в нарушение пункта 4 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

По результатам рассмотрения заявок, направленных участниками закупки, в отношении заявки ООО «УРАЛФУД» на участие в закупке принято решение о несоответствии заявки требованиям, предъявляемым к участникам закупки. Причина отклонения заявки: «Непредставление обязательных документов и (или) наличие в обязательных документах недостоверных сведений об участнике закупки. Основание п.14 Извещения о проведении котировок в электронной форме для СМСП – отсутствует подтверждение снижения НМЦД более чем на 25%».

Заявитель отклонение заявки считает незаконным и необоснованным в связи со следующим:

Пунктом 4.7.3. Положения о закупке предусмотрено следующее: если предметом договора, для заключения которого проводится конкурентная закупка, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену договора, которая на двадцать пять (25%) и более процентов ниже НМЦД, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены договора, которое может включать в себя гарантийное письмо, открытую публичную оферту от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Заявитель в составе заявки представил ценовое предложение, где цена, предложенная Заявителем, являлась антидемпинговой, сниженной более чем на 25 % от НМЦД.

Таким образом, исходя из совокупного толкования положений документации, приведенных выше, можно сделать вывод, что обоснование снижения ценового предложения более чем на 25% от НМЦД участником закупки надлежит представлять при направлении заказчику подписанного проекта договора.

На основании вышеизложенного, податель жалобы просит отменить протокол подведения итогов запроса котировок участниками, которого могут быть только СМСП от 08.08.2023 г. № 1 и признать заявку ООО «УРАЛФУД» соответствующей требованиям.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих
в рассмотрении жалобы, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии с Протоколом ООО «УРАЛФУД» представило ценовое предложение более, чем на 25% ниже начальной максимальной цены договора.

Согласно пункту 7 Извещения о проведении запроса котировок заявка
на участие в запросе котировок состоит из предложений участника запроса котировок о предлагаемых товаре, работе, услуге, а также о цене договора. Заявка на участие в запросе котировок предоставляется участником в виде электронного документа согласно Приложению № 2 к извещению запроса котировок в электронной форме «Форма котировочной заявки» и должна содержать установленные документы и информацию. Перечень документов закрытый.

В пункте 7 Извещения о проведении запроса котировок отсутствует требование о представлении обоснования предлагаемой цены договора, которое может включать в себя гарантийное письмо, открытую публичную оферту от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

В пункте 7 Извещения о проведении запроса котировок указано, что заявка участника запроса котировок отклоняется комиссией по осуществлению конкурентных закупок в случае:

1) непредоставления документов и (или) информации, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной извещением о проведении запроса котировок, требованиям такого извещения.

3) предложенная в заявке цена товара, работы, услуги превышает начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении запроса котировок, либо равна нулю.

В норме пункта 4.7.3 Положения о закупке ГАУССО НСО «Успенский психоневрологический интернат» отсутствует указание о том, на каком этапе торгов участник обязан предоставить установленные в ней сведения (при подаче заявки либо при заключении договора.

В Положении о закупке отсутствуют нормы, устанавливающие порядок подачи информации, предусмотренной п. 4.7.3 Положения о закупке при проведении запроса котировок.

Таким образом, из системного толкования норм Закупочной документации, устанавливающих требования к заявке участника, перечень представляемых в составе заявки документов,норм раздела 4.7 «Антидемпинговые меры»не следует, что участник, предложивший цену более, чем на 25% ниже начальной (максимальной) цены договора, обязан представить обоснование предлагаемой цены договора, которое может включать в себя гарантийное письмо, открытую публичную оферту
от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, в составе заявки.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о неправомерности отклонения ГАУССО НСО «Успенский психоневрологический интернат» заявки ООО «УРАЛФУД». В действиях заказчика усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Источник Ссылка

Новости