
18.10.2023
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1.На федеральном портале проектов нормативных правовых актов 11.10.2023 опубликован проект Приказа Росреестра
«Об установлении порядка изменения сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки»
(далее – Проект)
(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=142612)
Проект приказа Росреестра «Об установлении порядка изменения сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки» (далее – проект), разработан в соответствии с частями 7, 7.4, 7.5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Необходимость разработки проекта обусловлена пунктом 2 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 04.08.2023 438-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 12.09.2023 № 8909-П11-МХ.
Проект направлен на установление порядка изменения сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки.
Проект вступает в силу по истечении 10 дней в случае его подписания.
1.2.На сайте системы обеспечения законодательной деятельности 10.10.2023 опубликован законопроект № 455970-8
«О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Законопроект)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/455970-8)
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - законопроект) подготовлен с целью определения порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по электронному адресу, сформированному в специальной информационной системе, и, как следствие, к определению юридического адреса организаций с помощью электронного адреса.
В развитие положений законопроекта, вносящего изменения в часть первую Гражданского кодекса, законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», устанавливающий порядок регистрации юридических лиц, использующих адрес электронной почты в качестве своего адреса или внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) о смене адреса на адрес электронной почты. Так, законопроектом предусматривается, что такой адрес электронной почты формируется в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сведения об адресе электронной почты и пароли доступа направляются юридическому лицу после его государственной регистрации или внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
Государственная регистрация юридического лица, использующего в качестве адреса юридического лица адрес электронной почты, осуществляется по месту жительства (месту нахождения) лица, имеющего право без доверенности действовать от имени такого юридического лица. При этом содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о месте жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, место жительства которого определяет место нахождения юридического лица, использующего в качестве адреса адрес электронной почты, не находятся в общем доступе и представляются по аналогии с предоставлением сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя.
Законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данные поправки направлены на упрощение взаимодействия с проверяющими органами юридических лиц, использующих в качестве адреса адрес электронной почты. Так, предлагается установить, что, если у юридического лица отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Кроме того, упрощаются процедуры электронного взаимодействия с проверяемым юридическим лицом.
Законопроект вступает в силу по истечении 10 дней в случае его подписания.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. С 1 октября 2023 года вступил в действие закон о регулировании деятельности гаражных объединений
С 1 октября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 338-ФЗ «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 338-ФЗ), отдельные положения которого вносят изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Новый закон регулирует отношения по совместному владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании собственников гаражей в границах территории гаражного назначения, а также собственников машино-мест и нежилых помещений, расположенных в гаражных комплексах. Документ, в частности, закрепляет такие понятия, как «территория гаражного назначения», "гараж" и «гаражный комплекс», а также формирует общий подход правового регулирования их создания.
Закреплены положения о доле каждого собственника гаража, машино-места, нежилых помещений в праве собственности на общее имущество. Установлен состав общего имущества в границах территории гаражного назначения и в гаражном комплексе. Значимые решения будут принимать общие собрания собственников.
Для совместного владения, пользования, распоряжения, управления и содержания имущества, находящегося в общей собственности или в общем пользовании, предусмотрено создание товарищества собственников недвижимости.
Также Закон № 338-ФЗ вносит изменения в пункт 14 статьи 3.7 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в части распространения его положений не только в отношении гаражных кооперативов, но и иных некоммерческих организаций, которым были предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования для размещения некапитальных гаражей.
В настоящее время на территории Московской области с начала действия Закона о «гаражной амнистии» зарегистрировано 10 993 объекта недвижимости, площадью более 166,5 тысяч кв.м. Из них 3 696 объектов гаражного назначения и 7 297 земельных участков.
Напомним, оформить собственность на гараж, возведенный до 30.12.2004 и землю под ним по упрощенной процедуре («гаражная амнистия») можно до 1 сентября 2026 года.
«В рамках реализации закона о «гаражной амнистии» Управление совместно с Правительством Московской области проводит системную работу с региональными и муниципальными органами власти, на постоянной основе обеспечивая консультирование граждан и профессиональных участников рынка недвижимости», - отметил Олег Копылов заместитель начальника отдела государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
2.2. Продлен переход на обязательное применение МЧД
На Официальном интернет-портале правовой информации размещен Федеральный закон от 04.08.2023 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).
Федеральным законом продлена возможность использования квалифицированных сертификатов сотрудников юридических лиц без предоставления доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде (далее - МЧД) до 31.08.2024.
При этом аккредитованные удостоверяющие центры не вправе выдавать с 01.09.2023 указанные квалифицированные сертификаты на сотрудников.
В этой связи рекомендуем до 01.09.2023 продлить срок действия (обеспечить перевыпуск) сертификатов квалифицированной электронной подписи юридических лиц, выданных сотрудникам организаций.
С 01.10.2023 в ГИС «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее - ГИС ТОРГИ) будет доступно формирование МЧД для работы в системе, а также на электронных площадках.
При этом до 01.09.2024, с учетом положений Федерального закона, в ГИС ТОРГИ также будет поддерживаться возможность подписания документов без приложения МЧД, если такое подписание осуществляется квалифицированной электронной подписью юридического лица.
Источник: https://torgi.gov.ru/new/public/news/detail/648
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда Российской Федерации № 10АП-19247/2023 от 12 октября 2023 года
по делу № А41-4447/23.
Индивидуальный предпринимательЖамгарян М.А. (далее – ИП Жамгарян М.А.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Истра Московской области (далее –Администрация), Министерству имущественных отношений Московской области (далее –Министерство) с требованиями, об обязании в установленный законом срок принять решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка
Решением Арбитражного суда Московской области в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Жамгарян М.А. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Как следует из материалов дела, Жамгарян М.А. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство магазина, в аренду на торгах.
Администрацией отказано в предоставлении услуги, поскольку согласно данным Единого государственного реестра недвижимости часть испрашиваемого земельного участка (107кв.м.) находится в охранной зоне газовой распределительной сети, в связи с этим дальнейшее размещение ОКС на земельном участке не представляется возможным.
Жамгарян М.А. считая, что решение об отказе в предоставлении государственной услуги не отвечает требованиями действующего земельного законодательства, является незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признал требования необоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Исключения из этого общего правила предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Порядок подготовки и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен положениями статьи 39.11 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 приведенной нормы решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Данный отказ согласован с Министерством имущественных отношений Московской области (сводное заключение № 234-О от 13.12.2022, п.42) Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок площадью в площади 500 кв.м. с установленным видом разрешенного использования «Магазины» фактически не может быть использован его правообладателем в соответствии с целевым назначением, и его предоставление может повлечь нарушения прав и законных интересов третьих лиц.
При оказании гос.услуги муниципальным инспектором установлено, что обследуемый земельный участок, указанный в схеме, площадью 500 кв.м. не огорожен, доступ не ограничен, капитальных объектов нет, в границах земельного участка расположены видимые линейно-кабельные сооружения и общественный тротуар. Кроме того, Согласно данным, ВИС ИСОГД МО испрашиваемый земельный участок с видом разрешенного использования «Магазины» расположен в радиусе менее 20 метров от многоквартирного жилого дома.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела,при правильном применении норм действующего законодательства.
Источник Ссылка