ПРАВОВОЙ ОБЗОР 09.10.2023 – 13.10.2023 (44-ФЗ)


image

18.10.2023

1.Скорректированы правила определения страны происхождения товаров для госзакупок

Решением Совета ЕЭК от 27.09.2023 № 102 вносятся изменения в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из государств ЕАЭС (Приложение № 1 к Правилам определения страны происхождения товаров для госзакупок, утвержденное Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105).

В частности, добавлены:

● новые разделы: «Тяжелое машиностроение», «Приборы для измерения»;

● позиции товаров в разделах: «Специальное машиностроение», «Химическая и нефтегазохимическая промышленность».

Решение № 102 вступает в силу 09.11.2023.

Где читаем?

https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01541476/err_10102023_102

2.Правительство РФ ограничит участие недобросовестных подрядчиков в торгах на проведение капитального ремонта в жилых домах

Теперь компания-подрядчик может быть исключена из реестра квалифицированных подрядных организаций и на год отстранена от участия в электронных торгах, где распределяются контракты на капремонт. Такие строгие санкции последуют за ряд нарушений, в числе которых предоставление недостоверных сведений об организации.

Ранее компания могла быть исключена из реестра только за грубые нарушения, например, за неоднократный отказ от исполнения контракта по выигранному тендеру.

Кроме того, если саморегулируемая организация по жалобам граждан приостановила права компании на выполнение отдельных видов работ, такую компанию также не допустят к участию в торгах.

Где читаем?

постановление Правительства РФ от 12.10.2023 №1690

3.Утвержден перечень объектов капитального строительства в лесах, расположенных в лесопарковых зонах и в городских лесах

Изменения внесены в п.5 перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 № 1084-р.

К объектам капитального строительства в лесах, расположенных в лесопарковых зонах и в городских лесах относятся:

·велосипедная дорожка;

·велопешеходная дорожка;

·пешеходная дорожка;

·беговая дорожка;

·лыжная трасса;

·роллерная трасса.                                                                                                               

Где читаем?

распоряжение Правительства РФ от 11.10.2023 № 2775-р

4.Законопроект, предоставляющий временную возможность поставщикам из стран ЕАЭС обмениваться документами с российскими госзаказчиками без использования ЕИС, принят Госдумой ФС РФ в первом чтении

Законопроект предусматривает:

·право иностранных участников госзакупок, не имеющих российской усиленной квалифицированной электронной подписи, на использование бумажного документооборота до момента признания Российской Федерацией электронных подписей других государств;

·неприменение при исполнении контракта с такими участниками общих положений Закона № 44-ФЗ об электронной приемке и электронном документообороте между заказчиком и исполнителем;

·неприменение для таких участников электронного порядка порядка подачи и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) субъекта контроля.

Где читаем?

https://sozd.duma.gov.ru/bill/390953-8

5.Исполнитель вывозил снег по заявкам без госконтракта – суды не нашли оснований для оплаты

Стороны заключили ряд договоров на оказание услуг по вывозу снега в зимний период. Цена каждого — не выше 100 тыс. руб. Контрагент исполнил обязательства, но заказчик ему не заплатил.

Три инстанции деньги не взыскали:

·по общему правилу заказчик не обязан оплачивать услуги без контракта. Исполнитель не мог не знать об отсутствии обязательства;

·стороны последовательно за короткий период заключили несколько договоров на сумму не выше 100 тыс. руб. Это дробление закупки для ухода от конкурентных процедур. Такие сделки ничтожны и не влекут последствий;

·у заказчика не было оснований для экстренной закупки у единственного поставщика. В регионе не вводили режим повышенной готовности или ЧС из-за обилия осадков. С учетом географии и сложного климата местности договориться о подобных услугах могли заранее по правилам Закона № 44-ФЗ.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Где читаем?

определение ВС РФ от 05.10.2023 № 303-ЭС23-13275

6.Кассация: замещающая сделка не образует убытков, если госконтракт расторгли не по вине подрядчика

Стороны договорились о строительстве здания школы. Подрядчик выполнил часть работ, но из-за удорожания материалов обязательства прекратили соглашением.

Заказчик заключил новую сделку, чтобы завершить стройку. Позже прокурор обратился в суд, чтобы взыскать с прежнего подрядчика разницу в цене расторгнутого и нового контрактов за вычетом стоимости выполненных работ.

Три инстанции деньги не взыскали и среди прочего отметили:

·контракт расторгли по соглашению без финансовых претензий. Из документа не следовало, что это произошло по вине подрядчика;

·обязательства прекратили из-за увеличения стоимости строительства выше предела, в рамках которого стороны могли изменить цену. Контрагент не раз сообщал заказчику о сильном удорожании материалов. Это подтвердили положительным заключением о проверке достоверности определения сметной стоимости;

·заказчик не заявлял об одностороннем отказе. Соглашение оформили задолго до конца срока работ;

·заключение замещающей сделки не образует состава убытков заказчика, если подрядчик не виноват в расторжении контракта.

Где читаем?

постановление АС Московского округа от 27.09.2023 по делу № А40-268108/2022

7.Суд: описать объект госзакупки по общим правилам можно, если в КТРУ нет кода приобретаемого товара

Заказчик закупал томограф и установил ограничения допуска импортной радиоэлектроники. Он не применил позицию КТРУ и использовал дополнительные параметры товара вне каталога. Заказчик пояснил, что позиции, которые были в нем:

·не отвечали его потребностям. Они не имели значимых характеристик и свойств;

·на момент объявления закупки не подходили для реализации в том числе региональной программы в сфере здравоохранения. По ее условиям следовало приобрести продукцию из спецперечня, на которую выделили деньги. Одну из позиций каталога дополнили нужными параметрами позднее.

Три инстанции решили, что использовать характеристики вне КТРУ нельзя, поскольку приобретаемый товар входит в перечень импортной радиоэлектроники с ограничениями допуска. Их установили в закупке.

Суды отклонили доводы о том, что:

·параметры товара из описания объекта закупки отвечают потребностям в высокотехнологичном оборудовании, которое может рано выявить болезнь. Ссылку на специфику закупки и деятельности заказчика тоже не приняли. В КТРУ была подходящая позиция. На момент объявления закупки она являлась обязательной для использования. Заказчику следовало ее применить;

·объект закупки можно описать не по каталогу, если позиция КТРУ не отвечает нуждам заказчика. Сделать это по общим правилам допустимо, если в каталоге нет кода приобретаемой продукции. Классифицирование в КТРУ необходимо, чтобы унифицировать параметры товаров, работ, услуг. Это позволяет рационально провести закупку и обеспечить конкуренцию;

·позиция каталога не соответствовала товару из спецперечня для реализации региональной программы. В этом списке медизделия приводят без характеристик. Это не мешает соблюдению требований Закона № 44-ФЗ. Если у медоборудования нет дополнительных возможностей, это не означает, что оно непригодно к использованию в том числе в рамках этой программы. Когда позиция каталога отвечает объекту закупки, но в ней нет нужного заказчику параметра, это не основание, чтобы не использовать КТРУ. То, что применение его позиции привело бы к нецелевому использованию денег, документами не подтвердили.

Где читаем?

постановление АС Уральского округа от 29.09.2023 по делу № А60-45140/2022

8.Суды не взыскали штраф за поставку товара с названием и габаритами, отличными от госконтракта

Стороны договорились о поставке водогрейного котла для нужд учреждения. Товар доставили и ввели в эксплуатацию. Позже заказчик начислил контрагенту штраф, поскольку компоненты и габариты оборудования отличались от тех, что согласовали в контракте. Поставщик платить не стал.

Три инстанции не увидели оснований для штрафа:

отличие названия и габаритов не означает нарушение контракта, если у заказчика нет претензий к качеству и техническим характеристикам;

небольшое отклонение размера оборудования не снизило его производительность и не затруднило установку. Кроме того, заказчика предупредили о поставке товара с другими параметрами и согласовали их с представителем учреждения;

компоненты отличались от техзадания лишь по названию. Технические свойства совпадали. Завод-изготовитель подтвердил идентичность;

поставщику не направляли претензий по качеству оборудования. Заказчику следовало уведомить контрагента о недостатках, прежде чем требовать штраф.

Где читаем?

постановление АС Северо-Западного округа от 05.10.2023 по делу № А44-7512/2022

Источник Ссылка

Новости