Правовой обзор с 25 декабря по 5 января (44-ФЗ)


image

22.01.2024

1. Возможность вузов и научных организаций закупать необходимое оборудование и материалы в упрощённом порядке продлена на 2024 год

Речь идет о закупке реагентов, компьютеров, программного обеспечения, электронного и оптического оборудования, а также услуг в области информационных технологий.

Приобретать указанные товары и услуги для нужд в сферах науки и высшего образования заказчики смогут путём проведения запроса котировок в электронной форме независимо от НМЦК.

Это снизит риски возникновения дефицита оборудования и материалов, а также поможет избежать срыва запланированных работ

Где читаем? Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2023 № 3755-р

2. Внесены изменения в перечень банков, на банковские счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке

Правительство РФ исключило АО «БМ-Банк» из перечня банков на счета которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупках по Закону
 № 44-ФЗ.

Где читаем? Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2023 № 3954-р

3. Внесены изменения в законодательство о госзакупках. Законом № 625-ФЗ
до конца 2024 года продлены следующие антикризисные меры:

Основное:

1)  продление до 01.01.2025 возможности изменения существенных условий контракта по независящим от сторон обстоятельствам (ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ);

2) продление постановления Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 об изменении существенных условий по стройке;

3) регионы не смогут произвольно устанавливать случаи закупок у единственного поставщика, право регионов устанавливать иные случаи закупок у единственного поставщика сохраняется только для г. Москва;

4)  Правительство РФ будет устанавливать иные случаи осуществления закупок
для всех заказчиков у единственного поставщика. Условие: заключение контракта
до 31.12.2024;  

5)  Правительство РФ утвердит перечень ТРУ, в отношении которых регионом могут быть установлены иные случаи закупок у единственного поставщика для нужд субъекта
и муниципалитетов, регионы будут определять порядок осуществления таких закупок. 

6) продление права заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств до 31.12.2024.


      Где читаем?
Федеральный закон от 25.12.2023 № 625-ФЗ

4. Подписан закон, которым уточнены некоторые положения Закона № 44-ФЗ,
а именно:

  1. участники закупок, зарегистрированные на территории государства-члена ЕАЭС, смогут временно формировать и направлять документы без использования ЕИС, в случае отсутствия квалифицированной электронной подписи. Норма касается документооборота в ходе исполнения контракта и при подаче жалоб, и действует до признания подписей соответствующими нормам Закона № 63-ФЗ (ст. 112 дополнена новой ч. 77 Закона № 44-ФЗ);
  2. из ст. 3, 5, 24, 93, 95, 105 исключено упоминание о том, что закупка по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ - «закупка с полки» - является закупкой у единственного поставщика (при этом она по-прежнему включена в ст. 93);
  3. заказчику предоставлено право осуществлять закупки на предоставление права использования программ для ЭВМ и баз данных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ («электронный магазин»);
  4. расширен перечень заказчиков, осуществляющих закупки у единственного поставщика для обеспечения своей деятельности за пределами Российской Федерации (п. 59 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  5. уточнены положения об обжаловании участником закупки действий субъектов контроля в рамках закрытых закупок (ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ);
  6. перенесен срок вступления нормы о заключении цифрового контракта с единственным поставщиком, а также соглашений об изменении (расторжении) контракта с использованием ЕИС. Новая дата - 01.01.2025.

Где читаем? Федеральный закон от 25.12.2023 № 624-ФЗ

5. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами и решением антимонопольного органа в том, что если извещением о закупке по Закону № 44-ФЗ предусмотрены дополнительные требования, установленные частью 2.1 статьи 31 Законом №44-ФЗ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 2571, то для подтверждения данных требований участники закупки обязаны представлять только исполненные контракты или договоры с приложением актов  приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по исполненным контрактам и договорам.

Контракты и договоры находящиеся в стадии исполнения не являются надлежащими документами для указанных целей и заявки участников закупки с указанными документами признаются несоответствующими требованиям извещения и документации о закупке.       

Где читаем? 

Определение Верховного суда РФ от 26 декабря 2023 года № 310-ЭС23-25607
по делу №А68-13063/2022

6. Верховный суд РФ согласился с антимонопольным органоми и нижестоящими судами в том, что если на торгах 2 участника снизили цену ниже 50% от НМЦК и заявки 2-х из участников с максимальным снижением цены были признаны несоответствующими требования документации: заявка 1-го подана без лицензии (лицензия вообще не получалась участником закупки), заявка второго имела просроченную лицензию, а победителем стал 3-ий участник предложивший цену со снижением на 8,73%, - то в данном случае имеет место картельный сговор реализованный путем поведения «стратегия «таран» - соглашение о выигрыше торгов одним из участников, незначительно изменившим начальную цену, на фоне резкого снижения цены лота другими участниками сговора и выбывания в связи с этим из борьбы добросовестных конкурентов.

В действиях указанных хозяйствующих субъектов установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, к которым относятся: подача заявок «снесенных» участников с одного IP-адреса, привлечение одних и тех же работников для оказания услуг этими организациями, все три компании являются конкурентами, поскольку ранее принимали совместное участие в аукционах, и др.   

Где читаем?

Определение Верховного суда РФ от 22 декабря 2023 года №301-ЭС23-25042 по делу № А11-1280/2022

7. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что односторонний отказ от исполнения договора Исполнителем без указания оснований для отказа от исполнения договора и причин является незаконным с даты его принятия, на основании чего, Исполнитель признается  уклонившимся от исполнения договора, Заказчик принимает свое решение об одностороннем отказе от исполнения договора и направляет в антимонопольный орган обращение о включении информации об Исполнителе в РНП, после чего,  УФАС обязан включить информацию об Исполнителе в РНП сроком на 2 года.                                                                                                                      

Где читаем?

Определение Верховного суда РФ от 25 декабря 2023 года №306-ЭС23-25801 по делу №А57-32330/2022

8. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что не могут служить основаниями для снижения неустойки (начисленной Заказчиком подрядчику за нарушение сроков выполнения работ по контракту) следующие обстоятельства:

Где читаем?

Определение Верховного суда РФ от 25 декабря 2023 года №303-ЭС23-25900 по делу №А73-20912/2022

Источник Ссылка

Новости