08.02.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
29.01.2024 – 02.02.2024
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1 Государственной Думой РФ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/458276-8?ysclid=lsac54zbdn2719902)
Федеральный закон предусматривает наделение организации по развитию туризма полномочиями агента Российской Федерации по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, для целей содействия развитию туризма на ее территории
Деятельность указанной организации направлена в том числе на создание объектов туристской инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования объектов туристской инфраструктуры, а также содействие организации и реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение уровня социально-экономического развития субъектов РФ.
Для достижения указанных целей организация по развитию туризма наделяется полномочиями, в частности, выступать агентом Российской Федерации и от своего имени совершать сделки с находящимися в федеральной собственности земельными участками, осуществлять подготовку предложений в отношении земельных участков, на которых возможно создание объектов туристской инфраструктуры и других объектов для целей развития туризма, проводить аукционы на право заключения договоров аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков для целей развития туризма.
Срок агентирования для организации по развитию туризма для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, составляет три года.
В ряд законодательных актов вносятся корреспондирующие изменения.
В случае одобрения Федерального закона Советом Федерации РФ и подписания Президентом РФ, Федеральный закон вступит в силу по истечению 10 дней с момента официального опубликования.
1.2. На сайте официального опубликования правовых актов опубликован Приказ Министерстваприродных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию
от 19.12.2023 № 843/14
«О внесении изменений в приложения № 1, № 2 и № 4 к Методике расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию от 31 марта 2022 г. № 242/01»
(Приказ Министерства)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401300009)
В приложения к Методике, устанавливающей порядок расчета стартового размера разового платежа при подготовке условий проведения аукционов на право пользования участками недр, внесены дополнения и уточнения, обусловленные принятием в РФ новых территорий.
Приказ Министерства вступает в силу с 1 марта 2024 г. и действует по 28 февраля 2030 г.
1.3. На сайте обеспечения законодательной деятельности
опубликован законопроект «О внесении изменения в статью 284 части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации»
(Проект законодательной инициативы)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/8-511)
По аналогии с положениями Федерального закона от 05.12.2022 № 507-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ввиду схожести предметов правового регулирования) Проектом законодательной инициативы предусматривается, что садовый земельный участок и огородный земельный участок могут быть изъяты у его собственника в порядке, предусмотренном законом, в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента возникновения права собственности такие земельные участки не используются для ведения садоводства или огородничества либо используются с нарушением законодательства Российской Федерации.
Проект законодательной инициативы, в случае его принятия, вступает в силу по истечению 10 дней с момента официального опубликования.
1.4. На сайте официального опубликования правовых актов опубликован Приказ Федерального агентства по недропользованию от 28.09.2023 № 580
«Об утверждении Порядка ведения реестра заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр»
(Приказ №580)
( http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402010039 )
Приказ №580 утверждает Порядок ведения реестра заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участков недр.
Приказ №580 вступает в силу по истечении 10 дней после дня их первого официального опубликования.
1.5. На сайте официального опубликования правовых актов опубликован Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии от 27.12.2023 № П/0565
«Об установлении порядка изменения сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки»
(Приказ № П/0565)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402010013)
Росреестр Приказом № П/0565 заново определил, как менять сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка (земельных участков), здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки.
Прописаны правила оформления и принятия соответствующего решения, действия ППК "Роскадастр".
Установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении ошибки.
Приказ № П/0565 вступает в силу по истечению 10 дней с момента официального опубликования, за исключением некоторых положений.
1.6 На сайте Системы обеспечения законодательной деятельности опубликован Законопроект № 541764-8
«О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
(Законопроект № 541764-8)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/541764-8#bh_note)
Законопроект № 541764-8 призван закрепить в отраслевом законе понятие «сельский туризм», как одно из направлений развития внутреннего туризма Российской Федерации. Развитие «сельского туризма» за счёт вовлечения всех слоёв предпринимательства даст новый импульс не только к развитию внутреннего туризма на сельских территориях, повышению доходности бизнеса и занятости населения, но и к более всестороннему и комплексному развитию таких территорий за счёт создания различных точек притяжения, о чём неоднократно говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин.
Законопроект № 541764-8, в случае подписания, вступит в силу по истечению 10 дней с момента официального опубликования.
1.7 На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
«Об установлении перечня пространственных данных и материалов, подлежащих включению в федеральный фонд пространственных данных»
(Проект приказа)
(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=145329)
Проект приказа разработан в связи с принятием Федерального закона от 04.08.2023 № 491-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 491-ФЗ).
Законом № 491-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 431-ФЗ) в части утверждения перечня пространственных данных и материалов, подлежащих включению в федеральный фонд пространственных данных (далее – Перечень).
Перечень предусмотрен пунктом 2 части 8 статьи 10 Закона № 431-ФЗ в рамках передачи пространственных данных и материалов федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами, указанными в части 1.1 статьи 11 указанного Федерального закона, для включения в федеральный фонд пространственных данных и ведомственные фонды пространственных данных в целях эффективного учета, систематизации и каталогизации передаваемых в федеральный фонд пространственных данных указанных пространственных данных и материалов.
Срок вступления в силу проекта приказа обусловлен сроком вступления в силу Закона № 491-ФЗ.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Более 318 тысяч объектов оформили россияне с начала «гаражной амнистии»
С начала действия закона о «гаражной амнистии» до 1 января 2024 года Росреестром по всей стране зарегистрировано более 318 тыс. объектов. Федеральный закон № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2021 года. В течение пяти лет - до 1 сентября 2026 года - оформить незарегистрированный гараж и землю под ним можно по упрощенной схеме.
Как заявил руководитель Росреестра Олег Скуфинский, «гаражная амнистия» по праву стала народным проектом, популярность которого с каждым годом возрастает. «Если раньше люди практически не имели возможности совершать сделок с гаражами и участками, на которых они расположены, то сегодня ситуация изменилась. С 2021 года россияне в упрощенном порядке оформили более 318 тыс. объектов - из них 115 тыс. гаражей и 203 тыс. земельных участков под ними. Это большая и социально значимая работа в интересах людей, которая вносит вклад в обеспечение гражданского оборота рынка недвижимости и, как следствие, в экономику нашей страны», - сказал глава ведомства.
В целях широкого информирования населения о том, как воспользоваться «гаражной амнистией», со всеми регионами Росреестром проводится методическая и разъяснительная работа, осуществляется тесное взаимодействие с территориальными органами ведомства. Служба оказывает необходимую консультационную поддержку на всех этапах.
«С начала реализации закона мы наблюдаем устойчивую положительную динамику оформления объектов. В 2023 году их было зарегистрировано более 180 тыс. (62 880 гаражей и 117 180 земельных участков), что почти в 1,5 раза больше, чем годом ранее (130 тыс.). Также дополнительно включены сведения о 18,2 тыс. объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН внесены изменения в сведения о виде объекта недвижимости, благодаря чему собственники указанных объектов смогут оформить землю под гаражами. Важно, что в регионах сегодня отлажены все механизмы и технологии, исключены бюрократические барьеры, и у граждан есть все возможности стать законными владельцами своих гаражей», - сказал Олег Скуфинский.
Больше всего гаражей зарегистрировали в Республике Татарстан (5,5 тыс.), Приморском крае (4,9 тыс.), Ярославской области (4,7 тыс.), Московской (4,7 тыс.) и Ленинградской (4,5 тыс.) областях.
Лидерами по числу оформленных земельных участков под гаражами стали Московская (9,2 тыс.), Омская (8,5 тыс.), Тюменская (7,8 тыс.), Саратовская (7,5 тыс.) и Ленинградская (7,4 тыс.) области.
Напомним, в октябре 2023 года вступили в силу поправки в закон о «гаражной амнистии», направленные на упрощение процедуры оформления земли под гаражами (ФЗ от 24.07.2023 № 338-ФЗ). В частности, теперь предусмотрена возможность образования земельного участка на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в отношении которого утвержден проект межевания территории, а также образования земельного участка, предоставленного гражданам в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора без согласия таких граждан в рамках «гаражной амнистии». Кроме того, введен механизм оформления прав на участки и гаражи, расположенные в границах полосы отвода железных дорог
2.2. В ЕГРН внесено почти 85% сведений об объектах культуры федерального значения
На территории Российской Федерации расположено 11 690 объектов культурного наследия федерального значения. Росреестром в рамках работы с Минкультуры России за период с 2021 по 2023 гг. внесены в ЕГРН сведения о 9,89 тыс. таких объектов (84,6%). Из них более 30% - в прошлом году.
В 2024 году в ЕГРН планируется внести до 93% сведений об объектах культурного наследия федерального значения.
О важности сохранения объектов культурного наследия в том числе говорилось на конференции «Буддийский мир России: объекты культурного наследия - свидетельства истории. Вопросы учета и обеспечения сохранности», организованной Управлением Росреестра по Республике Калмыкия по случаю 15-летия Росреестра и 25-летия современной системы регистрации прав на недвижимость.
В мероприятии принял участие заместитель руководителя Росреестра Максим Смирнов, главный федеральный инспектор по Республике Калмыкия Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Александр Беляев, руководители управлений Росреестра в республиках Калмыкия, Бурятия, Тыва и в Забайкальском крае, представители региональных органов власти, научно-образовательных организаций и учреждений культуры.
Как сообщил Максим Смирнов, Росреестр реализует проект «Полный и точный реестр» - комплексный план по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями, предусматривающий совместную работу с федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления. Одним из направлений проекта является анализ и сверка данных об объектах культурного наследия и границах их территорий. Благодаря системной работе Росреестра, в ЕГРН значительно улучшается качество и полнота информации о культурном наследии.
«Охрана и защита объектов культурного наследия, установление их границ и зон охраны является важным шагом для сохранения и восстановления этих объектов. Включение в ЕГРН позволяет вести учет объектов культурного наследия и контролировать их использование. Кроме того, это оказывает существенное влияние на инвестиционную привлекательность регионов в сфере туризма и развития городского пространства», - сказал заместитель руководителя Росреестра.
Среди уникальных объектов, отражающих богатую историю многонациональной страны, находятся памятники культурного наследия буддизма: Гусиноозерский (Республика Бурятия) и Цугольский дацаны (Забайкальский край), субурганы, священные ступы и Главные ворота. Эти места восхищают туристов и паломников своим уникальным колоритом. Так, Цугольский дацан, один из старейших буддийских монастырей в России, в этом году отмечает 223-летие существования.
По словам Максима Смирнова, важно максимально использовать потенциал объектов культуры буддизма для участия в проекте Росреестра «Земля для туризма». В рамках проекта на публичной кадастровой карте размещается информация о земельных участках (территориях), возможных для вовлечения в туристскую деятельность.
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1.Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 года по делу № А26-7871/2023
Индивидуальный предприниматель Шелякин Дмитрий обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - ответчик, УФАС по РК, Управление) в части отмены результатов торгов.
Решением суда от 13.10.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлениями Администрации опубликовано извещение о проведении торгов на право заключения договора аренды в отношении ряда земельных участков.
Каких-либо ограничений, запретов на подачу заявки физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в извещении не содержалось.
ИП Шелякин Д.Э. принял участие в электронном аукционе, подавал предложения о цене предмета аукциона. В соответствии с Протоколом о результатах электронного аукциона он был признан победителем по лотам №2, №3, №13.
После подведения итогов аукциона в Управление поступила жалоба по результатам рассмотрения которой организатору аукциона - Администрации Прионежского муниципального района выдано Предписание.
Не согласившись с указанным предписанием Управления, Предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
На основании абзаца 2 части 10 статьи 39.11 ЗК РФ участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в рассматриваемом случае предметом аукциона являлись земельные участки с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства».
При рассмотрении жалобы Комиссией Карельского УФАС России были обоснованно отклонены доводы организатора торгов, ссылающегося на статью 39.11 ЗК РФ в обоснованиеправомерности проведения аукциона открытого по составу участников. Как было указано ранее, названная статья регулирует общий порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без учета специальных норм, относящихся к аренде земельных участков в границах населенного пункта для целей ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в случае подачи заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду.
Понятия «гражданин» и «индивидуальный предприниматель» в рамках ЗК РФ не являются тождественными.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания Управления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Источник Ссылка