ПРАВОВОЙ ОБЗОР 12.02.2024 – 16.02.2024 (223-ФЗ)


image

22.02.2024

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

12.02.2024 – 16.02.2024

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/547583-8?ysclid=lsvq8gntp6318911967)

Планируется введение единых правил для применения национального режима в закупках отдельных юридических лиц. Предполагается,
что Правительство РФ сможет устанавливать запреты, ограничения на приобретение иностранных товаров, а также предоставлять преимущества для отечественной продукции, включая закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон №223-ФЗ).

В законе № 223-ФЗ предлагается закрепить равные права для иностранных и отечественных товаров и работ. Предусматривается возможность Правительству РФ устанавливать исключения из этого правила, включая:

запрет на закупки иностранной продукции, обязывая заказчиков приобретать только отечественные товары без возможности замены их импортными аналогами;

ограничения на закупки иностранных товаров, запрещая приобретение импортной продукции, если имеется заявка на российский товар, соответствующий условиям закупки. При исполнении договора на поставку отечественной продукции ее нельзя будет заменить импортными аналогами;

установление преимущества для российских товаров, включая снижение ценового предложения участников с отечественной продукцией на 15% при оценке заявок. В случае победы такого участника договор будет заключен по его предложенной цене. При исполнении договора на поставку российских товаров их нельзя будет заменить иностранными.

Аналогичные положения могут быть применены и к закупкам работ и услуг.

Предполагается, что эти изменения будут введены для закупок, объявленных с 1 января 2025 года. Типовые положения о закупках должны быть приведены в соответствие с законодательством и размещены в Единой информационной системе до 1 декабря 2024 года, а положения о закупках — до 1 января 2025 года.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Объем закупок крупнейших госкомпаний РФ у малого бизнеса в 2023 г. вырос до 8 трлн. Рублей.

Объем закупок крупнейших госкомпаний (около 12 тыс. юрлиц) у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в 2023 году составил почти 8 трлн рублей, что на 13,5% больше аналогичного показателя 2022 года, говорится в сообщении на официальном сайте правительства РФ.

«Объем поставляемых малыми и средними предприятиями товаров и услуг по закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» последовательно растет, - сказал первый вице-премьер Андрей Белоусов, слова которого приводятся в сообщении. - По итогам 2023 года был обновлен рекорд за все время действия квоты на закупки у МСП. Их общая сумма достигла почти 8 трлн рублей».

При этом Белоусов подчеркнул, что растет не только объем закупок у малого бизнеса, но и число таких поставщиков. По итогам 2023 года договоры
с госкомпаниями подписали 213 субъектов МСП, что на 10,2% больше, чем в 2022 году.

Большая часть закупок госкомпаний у малого бизнеса была связана с поставкой продукции обрабатывающих производств (2,45 трлн рублей), выполнением строительных работ (1,9 трлн), предоставлением услуг в научной, инженерно-технической и профессиональной деятельности (401 млрд рублей).

«Четыре из пяти договоров крупнейших заказчиков в 2023 году было заключено с МСП-поставщиками, - отметил гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич («Корпорация МСП» занимается, в частности, мониторингом выполнения требований по объему закупок у малого бизнеса). - Сформировался тренд на активизацию закупок производственной продукции у малого и среднего бизнеса».

По его словам, госкомпании закупили у малого бизнеса продукцию производственного назначения на 4,3 трлн рублей.

В «Корпорации МСП» «Интерфаксу» уточнили, что подавляющая часть объема закупок у малого бизнеса пришлась именно на субъекты МСП. У самозанятых (приравнены к субъектам МСП) компании закупили товаров, работ, услуг только на 7,2 млрд рублей (3,3 млрд рублей годом ранее). При этом число таких поставщиков выросло с 4,5 тыс. до 8 тыс. человек.

У последних госкомпании закупали преимущественно услуги финансового посредничества и страхования (1,32 млрд рублей), рекламные услуги и услуги по исследованию конъюнктуры рынка (990 млн рублей), услуги в области творчества, искусства и развлечений (560 млн рублей), профессиональные, научные и технические услуги (510 млн рублей).

Также в «Корпорации МСП» отметили, что в прошлом году снизилась доля закупок у единственного поставщика (до 8,5% с 9,5% в 2022 году) и вырос уровень конкуренции. Так, если в 2022 году на одну закупку приходилось 2,15 заявки, то в прошлом - 2,22 заявки. При этом общее число заявок, поданных на участие в закупках госкомпаний у субъектов МСП, выросло на 15%, до 349 тыс. штук (302 тыс. в 2022 году).

Кроме того, в корпорации подчеркнули, что в 2023 году более чем в два раза вырос объем закупок малого объема (до 500 тыс. рублей) и составил немногим более 1 трлн рублей, что на 646 млрд рублей больше аналогичного показателя 2022 года.

По действующему законодательству госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема должны приходиться на спецторги (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В 2022 году данные нормы были распространены на все госкомпании в РФ (около 20 тыс. юридических лиц),
а не только на крупнейшие федеральные и региональные, как это было ранее.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/3246

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Постановление 13 ААС от 23.10.2023 № 13АП-27755/2023 по делу № А56-40027/2023

Судостроительное предприятие в городе Санкт-Петербурге (далее – предприятие) проводило закрытый запрос предложений на закупку производственной металлической мебели.

Один из участников закупки подал жалобу в Санкт-Петербургское Управление Федеральной антимонопольной службы (далее - УФАС), утверждая, что требование заказчика предоставить эскизы, схемы, модели или чертежи для подтверждения характеристик мебели является незаконным.

Однако суды не поддержали участника закупки и антимонопольный орган, объяснив свое решение следующими аргументами.

Суд счел, что действия предприятия, признанные УФАС нарушением, не нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также не противоречат нормам статей Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Суд также отметил, что установленное в Техническом задании требование предоставления эскизов, схем, моделей и чертежей имеет целью доказать полное соответствие техническому заданию. Это требование не связано с предоставлением образцов товара и не зависит от его наличия у поставщика на момент проведения закупочной процедуры.

Таким образом, требование заказчика о представлении участником закупки схем, эскизов, моделей и чертежей является исключительно визуализацией товара и не ограничивает выбор участника в исполнении.

Суд признал недействительным решение УФАС по этому вопросу.

Источник Ссылка

Новости