
07.03.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
26.02.2024 – 01.03.2024
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1. На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован Проект ведомственного акта Росреестра
«Об установлении перечня пространственных данных и материалов, подлежащих включению в федеральный фонд пространственных данных»
(далее – Проект Росреестра)
(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=146019)
Проект Росреестра утверждает прилагаемый перечень пространственных данных и материалов, подлежащих включению в федеральный фонд пространственных данных.
Напоминаем, что в федеральный фонд пространственных данных включаются пространственные данные и материалы, полученные в результате выполнения геодезических и картографических работ, организованных Росреестром, или публично-правовой компанией «Роскадастр» (ППК «Роскадастр»), включая сведения о пунктах государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, а также в случае отсутствия соответствующих региональных фондов пространственных данных пространственные данные и материалы, полученные в результате выполнения геодезических и картографических работ, организованных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными данным органам государственными учреждениями.
Проект Росреестра, в случае его подписания, вступает в силу с 01.04.2024 года.
1.2. На портале Официального опубликования правовых актов опубликован Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 02.02.2024 № 184
«О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 г. № 1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия»
(далее – Приказ №184)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402280005?index=1)
Срок действия требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия предлагается ограничить 1 сентября 2030 г. Также планируется закрепить, что к проекту, обосновывающему изменение утвержденных границ территории объекта культурного наследия, прилагается положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Приказ №184 вступает в силу с 15 апреля 2024 года.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Изменения в сфере лицензирования геодезической и картографической деятельности
Постановлением Правительства РФ от 09.02.2024 № 141 внесены изменения в приложение к постановлению Правительства РФ от 28.07.2020 № 1126 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности», а именно в перечне выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию (далее – Перечень выполняемых работ) вид работ «установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории» выделен в отдельный пункт.
У соискателей лицензии для выполнения геодезических и картографических работ по виду работ «установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории» появляется возможность получить лицензию при наличии работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих высшее образование, не указанное в Перечне выполняемых работ, и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений, картографии, геоинформатики, геодезии, дистанционного зондирования, прикладной геодезии или землеустройства, а также стаж работы не менее одного года по соответствующей области профессиональной переподготовки.
Также уточнен перечень сведений, указываемых соискателем лицензии (лицензиатом) в заявлении о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий).
По возникающим вопросам в сфере лицензирования геодезической и картографической деятельности можно обращаться в отдел геодезии и картографии Управления Росреестра по Московской области по телефону: 8 (495) 223-43-82.
«Вид работ «установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории» стал лицензируемым видом деятельности с 01.03.2022. Изменения постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1126, вступившие в силу 17.02.2024, значительно упрощают задачу для бизнеса в части получения лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности для реализации мероприятий по установлению и изменению границ зон с особыми условиями использования территории», - отметила Василиса Шереметьева начальник отдела геодезии и картографии.
2.2. Федеральный государственный земельный контроль (надзор) напоминает о соблюдении пожарной безопасности на территории региона
С наступлением весенне-летнего периода возрастает угроза возникновения пожара. Травяные палы опасны, быстро распространяются, особенно в ветреную погоду. Следует учитывать, что большинство возгораний возникает из-за человеческого фактора, в том числе из-за несоблюдения правил пожарной безопасности.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий, государственный инспектор Московской области по использованию и охране земель напоминает о необходимости соблюдения Правил противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.
В Правилах установлены требования пожарной безопасности к использованию открытого огня и разведению костров. Запрещается оставлять место очага горения без присмотра до полного прекращения горения (тления). После использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления).
За нарушение правил и требований пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков) сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.
«Управление Росреестра по Московской области совместно с территориальными подразделениями ряда министерств и ведомств выполняет комплексные профилактические мероприятия по недопущению на территории региона пожаров, в том числе проводится разъяснительная работа с проверяемыми лицами по недопущению несанкционированного выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков, разведения костров и проведения пожароопасных работ в условиях сухой ветреной погоды.
Перед Росреестром стоят задачи оперативно предоставлять сведения о земельных участках, на которых возникли пожары, а также об участках, которые потенциально входят в зону неконтролируемого выжигания травы», - отметила заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Елена Прохорова.
Физическим и юридическим лицам необходимо помнить, что несанкционированное выжигание сухой травянистой растительности, разведение костров и проведение пожароопасных работ в условиях сухой и ветреной погоды, неосторожное обращение с огнем может привести к серьезным и непоправимым последствиям.
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1.Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 26.02.2024 по делу № А63-7680/2023
Индивидуальный предприниматель (далее – предприниматель, заявитель) обратился в Октябрьский районный суд города Ставрополя с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее – комитет по управлению муниципальным имуществом):
- о признании незаконным решения от 25.07.2022 № 08/17-6678с об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании заявления от 01.07.2022 и представленных документов.
Решением суда от 06.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что предприниматель не является лицом, обладающим правом на предоставление в отношении формируемого земельного участка муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апеллянт полагает, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка является незаконным, противоречащим действующему земельному законодательству.
Из материалов дела установлено, что предприниматель на основании договора аренды земельного участка от 11.11.2013 № 2727 и договора купли-продажи недвижимости и передачи права аренды земельного участка является арендатором земельного участка. Земельный участок предоставлен под объектами производственного назначения (пункт 1.1 договора).
К земельному участку прилегает земельный участок, право собственности на который не разграничено.
Предприниматель обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее-схема). Согласно представленной схеме заявитель просил предоставить земельный участок площадью 182 кв.м, из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
По результатам рассмотрения заявления комитетом по управлению муниципальным имуществом принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Основанием для отказа послужил тот факт, что заявитель не является лицом, обладающим правом на предоставление в отношении формируемого земельного участка муниципальной услуги.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в городской и муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, и 11 кодекса.
В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установление границ формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, осуществляется в рамках подготовки проекта межевания территории.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации от 04.12.2017 № 2291 утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах в границах участка по шоссе Старомарьевскому до улицы Селекционной города Ставрополя, в границах которой расположен испрашиваемый предпринимателем земельный участок.
При этом, указанный проект утвержден до обращения предпринимателя в суд.
Таким образом, спорный земельный участок расположен в границах территории, для которой постановлением администрации города Ставрополя от 04.12.2017 № 2291 утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в границах участка по шоссе Старомарьевскому до улицы Селекционной города Ставрополя.
Из представленных предпринимателем комитет комплекта документов невозможно определить испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка и цель использования земельного участка, что противоречит пункту 2 части 4 статьи 39.11 ЗК РФ
Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу, что отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка правомерен и не противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем, в удовлетворении требований судом правомерно отказано.
Источник Ссылка