
14.03.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
04.03.2024 – 07.03.2024
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1.На сайте системы обеспечения законодательной деятельности опубликован Законопроект № 570388-8 «О внесении изменений в статью 39-12 Земельного кодекса Российской Федерации»
(далее – Законопроект 570388-8)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/570388-8)
Законопроект 570388-8 разработан в целях устранения проблем, возникших у заявителей при подаче документов, подтверждающих внесение задатка для участия в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме.
Так, порядок подготовки и проведения в электронной форме аукциона по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - электронный аукцион), установлен статьями 39.11-39.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно пункту 6 статьи 39.13 Земельного кодекса заявка на участие в электронном аукционе направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 Земельного кодекса, в том числе документов, подтверждающих внесение задатка. В соответствии с пунктом 2 статьи 39.12 Земельного кодекса представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.
Вместе с тем как следует из пояснительной записки к Законопроекту 570388-8, при подаче документов для участия в электронных аукционах заявители столкнулись с проблемой, заключающейся в невозможности представить документы, подтверждающие внесение задатка, что связано с особенностями проведения электронных аукционов.
В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 39.13 Земельного кодекса электронный аукцион проводится на электронной площадке ее оператором из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В случае недостаточности средств на счете заявителя оператор электронной площадки отклоняет заявку. Таким образом, подача заявки на участие в электронном аукционе возможна только в случае наличия необходимой для задатка суммы на счете заявителя.
Однако в процессе блокирования денежных средств оператором электронной площадки не формируются документы, подтверждающие внесение задатка, необходимые для подачи заявителем заявки на участие
в электронном аукционе.
В целях защиты конкуренции и совершенствования процедуры проведения электронных аукционов по продаже и аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предлагается внести изменения в статью 39.12 Земельного кодекса в части:
- исключения требования о представлении заявителем документов, подтверждающих внесение задатка, в случае блокирования денежных средств в размере задатка оператором электронной площадки на счета заявителя, открытом у указанного оператора.
- признания случая блокирования денежных средств в размере задатка оператором электронной площадки на счете заявителя, открытом у указанного оператора, заключением соглашения о задатке.
Законопроект 570388-8, в случае подписания, вступит в силу с момента его официального опубликования.
1.2. На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован Проект ведомственного акта Минстроя
«О внесении изменений в форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 741/пр»
(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=146197)
Приказ Минстроя разработан в целях приведения формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 741/пр, в соответствие с положениями части 12 статьи 573 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в части приведения наименования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствие с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приказ Минстроя, в случае его принятия, вступает в силу по истечению 10 дней после дня его официального опубликования.
1.3. На сайте Официального опубликования правовых актов опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2024 № 269
«О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300»
(далее - Постановление №269)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202403090003)
Постановлением №269 дополняется перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута пунктом следующего содержания:
Палаточные туристическо-оздоровительные лагеря, за исключением размещения их на землях или земельных участках лестного фонда либо земляных участках сельскохозяйственного назначения.
Постановление №269 вступает в силу по истечении 7 дней.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. О порядке оценки контролируемыми лицами профилактических визитов
Управлением Росреестра по Московской области в рамках осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) проводятся профилактические мероприятия, нацеленные на повышение информирования граждан по соблюдению норм законодательства в сфере земельных отношений.
Одним из таких мероприятий является профилактический визит.
Профилактические визиты проводятся в форме беседы по месту осуществления деятельности землепользователей или в режиме видео-конференц-связи.
Уже за этот год госземинспекторами Московской области было проведено 186 профилактических визитов.
В целях улучшения работы контрольного (надзорного) органа, Подмосковный Росреестр информирует о реализации на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) сервиса по оценке контролируемыми лицами проведенных профилактических визитов, государственными инспекторами Московской области по использованию и охране земель.
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1.Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
от 06.03.2024 по делу № А65-26916/2023
Муниципальное унитарное предприятие "Земля" Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обратилось в арбитражный суд
с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2023 года
в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленным.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее – ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 39.11 и ст. 39.12 ЗК РФ.
Согласно пп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся
в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Регулируя вопросы подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ЗК РФ в подпункте 4 пункта 21 статьи 39 11 устанавливает, что извещение о проведении аукциона должно содержать, в частности, сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах
на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешённом использовании
и принадлежности земельного участка к определённой категории земель, а также
о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешённого строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если
в соответствии с основным видом разрешённого использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешённого использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
При подготовке к проведению аукциона по инициативе органа местного самоуправления либо заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица согласно пп, 4 п. 3 и пп. 8 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ осуществляется получение технических условий подключения.
Кроме того, в извещении о проведении торгов не были конкретизированы данные относительно предельных параметров, предусмотренных правилами землепользования и застройки соответствующего поселения, в извещении не указаны технические условия подключения к сетям водоснабжения и газификации, а имеются только отсылочные нормы к Федеральному законодательству.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта
в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы
и отмены обжалуемого судебного акта.
Основанием для принятия УФАС по РТ оспариваемого решения и выдачи
на его основании предписания, явилось нарушение организатором торгов положений п.4 ч.1 ст.39.11 ЗК РФ.
Согласно буквального содержания указанной нормы права, извещение
о проведении торгов должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе
о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах
на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании
и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также
о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если
в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Здесь следует отметить о том, что законодатель указывает о физической возможности подключения к инженерно-техническому обеспечению,
а не о конкретных показателях поскольку это решается в индивидуальном порядке
с учетом мнения и возможности собственника (арендатора) земельного участка (выбор места присоединения с учетом норм действующего законодательства).
УФАС по РТ указывает на отсутствие в извещении максимальных
и минимальных параметров строительства и на отсутствие информации
о возможности подключения объектов капитального строительства, что
не соответствует действительности. В извещении о проведении торгов указано следующее:
Параметры не установлены, следует руководствоваться предельными параметрами установленными правилами землепользования и застройки соответствующего поселения. Технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения возможно. С техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (предельной свободной мощностью существующих сетей, максимальной нагрузкой и сроками подключения, и тарифами за подключение)
по перечисленным лотам можно ознакомиться у организатора торгов. Электроснабжение земельных участков производится в соответствии
с постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004, подключение возможно
от существующей ЛЭП-0,4кВ, если мощность не будет превышать 15кВт. Присоединение большей мощности будет рассматриваться в индивидуальном порядке. Техническая возможность газификации возможна в соответствии
с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ. Нагрузка сетям водоснабжения возможна в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ. Водоснабжение возможно от ближайших линий в соответствии с тарифами. Сроки действия технических условий - 2 года.
Таким образом, в извещении о проведении торгов, вопреки доводам антимонопольного органа, указано на отсутствие установленных параметров строительства и на возможность подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Исходя из вышеприведенного содержания п.4 ч.1 ст.39.11 ЗК РФ, какого-либо более подробного указания на параметры подключения не требуется.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает ошибочным вывод антимонопольного органа о том, что МУП «Земля» допущено нарушение положений п.4 ч.1 ст.39.11 ЗК РФ.
Источник Ссылка