
14.03.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
04.03.2024 – 08.03.2024
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1.Письмо ФАС России от 8 февраля 2024 г. № 28/9607/24
В своем письме Федеральная антимонопольная служба России пояснила: антимонопольный орган не наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок соблюдения положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) в отношении действий субъектов контроля.
Антимонопольный орган наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) субъектов контроля при осуществлении закупок товаров, работ и услуг по основаниям, указанным в части 10 статьи 3 Закона
о закупках, которые рассматриваются в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Таким образом, порядок действий антимонопольного органа, права
и обязанности участников рассмотрения жалобы по существу содержатся
в статье 18.1 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о закупках возможно установить при комиссионном рассмотрении соответствующей жалобы, поданной в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исходя из положений документации о закупке
и всех обстоятельств рассматриваемого дела.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Предоставление при закупке приоритета в отношении российских товаров, работ, услуг по Федеральному закону № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» является правом или обязанностью заказчика?
Является обязанность заказчика, за исключением закупки у единственного поставщика.
В целях реализации пункта 1 части 8 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» издано постановление № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).
В соответствии с пунктом 1 Постановления № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения:
-конкурса,
-аукциона,
-иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
При этом Постановлением № 925 предусмотрены:
-условия предоставления приоритета (пункт 5 постановления);
-случаи установления такого приоритета (пункт 6 постановления).
Таким образом, приоритет предоставляется с учетом соблюдения требований
и условий, предусмотренных Постановлением № 925.
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление АС Московского округа от 01.03.2024 г.
№ Ф05-1419/2024 по делу № А40-117208/2023
Участник конкурса по Федеральному закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обратился
с жалобой на положения закупочной документации. Он посчитал неправомерными действия заказчика, который установил значимость критериев «опыт» и «кадры», и предельный размер баллов по каждому из них, но не определил максимальное количественное значение в порядке оценки, соответствующее условиям закупки.
По мнению заявителя, это давало преимущество участникам
с избыточным опытом и кадровыми ресурсами, а также создавало неравное положение для других участников, чьих опыта и кадров было достаточно
для предоставления услуг.
УФАС признал жалобу необоснованной.
Суды поддержали эту позицию, отметив следующее:
Положения действующего законодательства не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса,
и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок. При таких обстоятельствах, действующее законодательство предоставляет заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым
для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого
по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем заказчик
на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.
Заказчик определяет критерии оценки и порядок их проведения по своему усмотрению при условии, что это не приводит к ограничению конкуренции.
Спорные критерии оценки применяются ко всем участникам закупки равным образом и не лишают хозяйствующие субъекты права на участие
в закупочной процедуре. Следовательно, считать, что отсутствие предельных максимальных значений делает закупку неконкурентной, было ошибочно.
Источник Ссылка