ПРАВОВОЙ ОБЗОР 25.03.2024 -05.04.2024 (44-ФЗ)


image

12.04.2024

1.Изменение административной ответственности в сфере закупок

Законопроектом признаются утратившими силу статьи 7.29-7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), определяющие в том числе ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
при планировании закупок, при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика, порядка осуществления закупок.

При этом законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ статьями
7.301-7.306, касающимися, в частности, установления ответственности за нарушения порядка планирования закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку и сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, порядка заключения, исполнения, изменения и расторжения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для государственных и муниципальных нужд.

Предлагаемые изменения существенно расширяют (детализируют) перечень нарушений, за которые лицо может быть привлечено к административной ответственности – по каждому этапу осуществления закупки.

Также ужесточаются меры ответственности привлекаемого лица, например:

выбор ненадлежащего способа определения поставщика: в текущей редакции штраф – до 30 тыс. руб.; в предлагаемой редакции – от 30 до 50 тыс. руб.;

нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информации и документов:

в текущей редакции штраф – 5 тыс. руб.;

в предлагаемой редакции – от 10 до 20 тыс. руб.

Где читаем?

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

2. С 1 апреля 2024 года все заказчики окончательно перейдут
на цифровой контракт

Заработали поправки, которые обязывают заказчиков формировать цифровой проект контракта по итогам конкурентных электронных процедур.

Заключать контракт в цифровом виде обязательно при закупках, которые объявили с 1 апреля 2024 года.

Документ составляют в ЕИС. Система автоматически заполнит большинство полей на основе сведений из извещения, заявки и др. Сроки заключения сделки прежние.

Где читаем?

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ

3. Внесены изменения в Закон №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и отдельные законодательные акты РФ

1. Внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ
«О приватизации государственного и муниципального имущества»:

предусмотрен новый способ приватизации — продажа государственного
или муниципального имущества по минимально допустимой цене, когда продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась.

Порядок заключения договора купли-продажи государственного
или муниципального имущества с лицом, признанным единственным участником продажи по минимально допустимой цене, будет устанавливаться соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

2. Внесены изменения в Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ
«Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:

уточнены условия, при которых субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности по рыночной стоимости:

на день подачи заявления арендуемое имущество должно находиться
во временном владении и пользовании или временном пользовании непрерывно
в течение одного года и более (ранее - 2 лет) в соответствии с договорами аренды такого имущества.

3. Внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве
в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:

уточняется содержание соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, объектом которых являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения их функционирования:

если в соглашении установлено обязательство публичного партнера
по возмещению при досрочном прекращении соглашения частному партнеру дополнительных расходов или недополученных доходов по соглашению или по иным выплатам в связи с таким прекращением, то соглашение должно содержать порядок и сроки возмещения таких расходов (доходов) или таких выплат.

Действие указанного положения распространяется на соглашения, заключенные с 29 июня 2018 года. Соглашения, не соответствующие указанному требованию, подлежат приведению в соответствие до 6 октября 2024 года.

Где читаем?

Федеральный закон от 06.04.2024 № 76-ФЗ

4. Урегулирован вопрос о передаче документов из ЕИС в информационную систему мониторинга при поставках отдельных видов маркированных товаров

Изменения касаются табачной и никотинсодержащей продукции, обувных товарах, фототоварах, товарах легкой промышленности, парфюмерной продукции, шинах, молочной продукции, упакованной воды.

Обязанность по предоставлению в информационную систему мониторинга сведений о маркировке данных товарных групп может быть исполнена участниками оборота путём предоставления документов о приёмке.

Информационное взаимодействие информационной системы мониторинга
и информационной системы закупок будет осуществляться в соответствии
с соглашением об информационном взаимодействии.

Ответственность за корректность сведений, содержащихся в документах
о приёмке, исправленных документах о приёмке, несёт участник оборота маркированной продукции.

Ответственность за неизменность и своевременность передачи
в информационную систему мониторинга будет нести оператор информационной системы закупок.

Документ вступит в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных положений.

Где читаем?

Постановление Правительства РФ от 28.03.2024 № 386

5. Опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2024 № 399 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 339»

Правительство РФ расширило перечень случаев осуществления закупок
для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика. Обновленный перечень начал применяться с 1 апреля 2024 года.

Согласно документу по решению регионального органа исполнительной власти
и местной администрации в 2024 году могут осуществляться закупки у единственного поставщика следующих товаров, работ и услуг, необходимых для:

выполнения мероприятий в рамках, введенных Президентом РФ в регионах режимов готовности;

выполнения специальных мер в сфере экономики в рамках объявления частичной мобилизации в РФ;

целей гражданской обороны;

восстановления поврежденных в результате боевых действий и актов агрессии против РФ объектов;

обеспечения потребностей беженцев и вынужденных переселенцев.

Где читаем?

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2024
№ 399

6. Скорректирована Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на территории РФ

Приказ Минстроя России от 30.01.2024 № 55/пр внес значительные изменения
в Методику в частности:

уточняется ряд ключевых положений по определению сметной стоимости строительства;

уточняется определение затрат на перевозку строительных грузов автомобильным транспортом на дополнительное расстояние;

дополняется определение затрат на формирование и ведение информационной модели объектов капитального строительства;

уточняется определение затрат заказчика на осуществление строительного контроля при ресурсно-индексном методе.

Где читаем?

Приказ Минстроя России от 30.01.2024 № 55/пр

7. Частые нарушения банками-гарантами при выдачи независимых гарантий

Специалисты ФАС опубликовали письмо, в котором разъяснили, что проводят контроль за банками. Полномочия по такому контролю предусмотрены положениями Закона № 44-ФЗ.

Специалисты отметили, что частым нарушением банков-гарантов,
которое затрагивает законные права и интересы участников закупок, является выдача независимых гарантий (далее – НГ), которые:

не соответствуют типовым формам;

не соответствуют доп.требованиям к НГ по постановлению Правительства РФ
№ 1005;

не соответствуют положениям Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, если права и законные интересы участника закупки нарушены
из-за неправомерных действий банка-гаранта, то участник вправе направить жалобу в ФАС. Также специалисты ведомства уточнили, что в рамках Закона № 223-ФЗ
у ФАС отсутствуют полномочия по контролю за действиями банков-гарантов,
когда участнику выдана ненадлежащая независимая гарантия.

Где читаем?

Письмо ФАС от 26.03.2024 № 28/25182/24

8. Минфин России: о порядке расчёта стоимости отдельных позиций
по контракту, с учётом ценового предложения победителя закупки

Согласно письму ведомства:

если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара,
то итоговая стоимость каждой позиции может быть пересчитана заказчиком пропорционально коэффициенту снижения от цены позиции товара, рассчитанной при определении НМЦК, при условии, что такая цена позиции товара была указана
в извещении об осуществлении закупки;

полученная итоговая стоимость позиций товара и общая итоговая цена контракта вносятся в проект контракта, направляемого победителю закупки;

участник закупки, с которым заключается контракт, направляет протокол разногласий в случае наличия разногласий в отношении информации, включенной
в проект контракта в соответствии с п.1 ч.2 ст.51 Закона № 44-ФЗ, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении
об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки.

Где читаем?

Письмо Минфина России от 18.03.2024 № 24-06-06/24003

9.Заказчик ограничит конкуренцию, если при формировании лота превысит предельно допустимый антимонопольным органом размер НМЦК

При осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги заказчик установил НМЦК в размере 1,18 млрд рублей. В то же время,
на момент проведения аукциона действовало письмо ФАС России о том, что цена лота при таких закупках для соответствующей климатической зоны не может превышать 1 млрд рублей.

Антимонопольный орган усмотрел в действиях заказчика нарушение п.1 ч.2 ст.42 Закона № 44-ФЗ: формирование объекта закупки с такой НМЦК не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.

Подтверждался этот вывод и количеством поданных заявок (1 заявка).

Заказчик оспорил решение антимонопольного органа в суде.

Суды признали позицию ФАС России правильной.

Где читаем?

Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2024 по Делу №А40-29415/2023, Письмо ФАС России от 26.07.2023 г. N МШ/59508/23

10. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том,
что сам по себе факт нарушения подрядчиком срока выполнения работ
не освобождает заказчика от оплаты работ.

Где читаем?

Определение Верховного суда РФ от 29 марта 2024 года №306-ЭС24-3185 по делу №А55-20713/2022, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2023 года по делу №А55-20713/2022

Источник Ссылка

Новости