ПРАВОВОЙ ОБЗОР 08.04.2024 – 12.04.2024 (ЗИТ)


image

19.04.2024

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

08.04.2024 – 12.04.2024

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон о переходе
с 1 января 2025 года к конкурентным принципам при отчуждении объектов ЖКХ, находящихся в ведении государственных или муниципальных предприятий
(ГУП, МУП) либо в управлении казенных предприятий

(https://tass.ru/ekonomika/20491975?ysclid=lv3fw8vjkl15271292)

Проект поправок вводит в Законе о защите конкуренции и Законе
об унитарных предприятиях порядок проведения торгов (конкурсов, аукционов)
при совершении сделок в отношении объектов ЖКХ.

Обязательным требованием совершения таких сделок является установление эксплуатационных и инвестиционных обязательств на весь период владения новым собственником и их сохранение в случае его смены. 

Речь идет о приватизации объектов теплового и горячего водоснабжения, принадлежащих компаниям с долей государства свыше 50% или государственным
и муниципальным унитарным предприятиям (ГУП и МУП). Сейчас продажа такого имущества не подпадает под действие закона о приватизации, соответственно
не характеризуется такими конкурентными нормами, как обязательное проведение конкурсов или аукционов, равенство в получении доступа к имуществу и выходу
на товарный рынок, публичность (открытость) процедур, запрет нарушения конкуренции, пресечение обхода норм об обязательности проведения торгов.

Законопроект меняет эту ситуацию и вводит продажу принадлежащих госкомпаниям объектов ЖКХ в рамки регулирования законом "О приватизации". Предусматриваются особенности конкурсов на такое имущество. Его приобретателями могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных
и муниципальных учреждений и унитарных предприятий; юрлиц, в уставном капитале которых доля РФ, ее субъектов и муниципальных образований превышает 25%;
а также юрлиц из офшорных зон.

Наличие таких обязательств позволит обеспечивать надлежащую эксплуатацию социально значимых объектов, своевременно проводить ремонтные работы и модернизацию.

Также изменения направлены на пресечение случаев обхода законодательства путем закрепления объектов ЖКХ за унитарными предприятиями и дальнейшим отчуждением прав на такое имущество конкретной организации без торгов.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. С 1 апреля 2024 года упрощается процедура перевода жилого помещения в нежилое и обратно

Федеральным законом от 19.12.2023 № 608-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающие уточнение процедур перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, а также процедур переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с изменениями перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение границ, площади такого помещения, образование новых помещений, в том числе в случаях приобретения собственником помещения, смежного с принадлежащим ему помещением в многоквартирном доме и (или) изменение его внутренней планировки, в том числе без изменения границ и площади помещения.

После завершения переустройства, перепланировки помещения
в многоквартирном доме заявитель направляет в орган, осуществляющий согласование (орган местного самоуправления), уведомление о завершении указанных работ и технический план (в случае перепланировки). Если после перепланировки образовалось новое помещение, то к указанным документам необходимо приложить сведения об оплате государственной пошлины
за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

После получения данного уведомления уполномоченный орган в срок,
не превышающий 30 дней со дня его получения, утверждает акт приёмочной комиссии, подтверждающий факт переустройства, перепланировки помещения
в многоквартирном доме.

Перепланировка помещения в многоквартирном доме считается завершенной со дня внесения сведений об изменениях в Единый государственный реестр недвижимости. Кадастровый учёт и государственная регистрация прав на помещение осуществляется по заявлению органа местного самоуправления.

Изменения вступили в силу с 1 апреля 2024 года и применяются в отношении переустройства, перепланировки помещения в многоквартирном доме, иных работ, проведение которых необходимо для обеспечения использования помещения
в качестве жилого помещения или нежилого помещения, которые завершены после дня вступления в силу Федерального закона № 608-ФЗ и проводились в соответствии с решением о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо решением о согласовании перепланировки помещения (помещений) в многоквартирном доме, принятыми до дня вступления
в силу указанного Федерального закона.

Источник:https://rosreestr.gov.ru/press/archive/o-novovvedeniyakh-v-zakonodatelstve-ob-uproshchenii-protsedury-perevoda-zhilogo-pomeshcheniya-v-nezh/?sphrase_id=3539763&ysclid=lv3l6qi4g223683955

2.2. В Подмосковье на участке земли за 1 рубль запустят производство комплектующих для электростанций и подстанций

Производитель электрощитового оборудования и низковольтных комплектных устройств расширит производственные мощности за счет строительства нового производственного комплекса. Для реализации инвестиционного проекта компании «Изолятор-Инвест» был предоставлен участок по региональной программе «Земля за 1 рубль».

Источник: https://mio.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/16-04-2024-18-10-55-v-podmoskove-na-zemle-za-1-rubl-zapustyat-proizvod

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1.Решение Московского областного УФАС России по делу № 10190/24

на действия/бездействия при проведении торгов

09.04.2024 комиссией Московского областного УФАС России рассмотрена жалоба на действия/бездействия при проведении торгов, в части неправомерно установленной начальной цены предмета аукциона и длительности торгов.

Заявитель полагал, что организатором Аукциона была неправильно установлена начальная (минимальная) цена договора аренды имущества, являющегося предметом Аукциона, нарушены права Заявителя, так как Аукцион состоялся не в день, указанный в извещении о проведении Аукциона, а также ввиду того, что Аукцион проходил несколько суток подряд, в нерабочее время и в нерабочие дни.

Жалоба признана не обоснованной по следующим основаниям:

Решением Совета депутатов городского округа Королёв Московской области
от 22.03.2023 № 437/92 утверждено Положение о порядке передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Городского округа Королёв Московской области», в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «налог
на профессиональный доход», осуществляющим деятельность на территории Московской области, без проведения торгов (далее – Положение).

Пунктом 6.2 Положения установлено, что в отношении имущества, износ которого составляет 80% и выше – размер годовой арендной платы по договорам аренды имущества устанавливается в размере 1 рубль за 1 кв.м. имущества.

В этой связи постановлением Администрации городского округа Королёв Московской области от 28.12.2023 № 1619-ПА принято решение о проведении Аукциона, а также в соответствии с пунктом 6.2 Положения установлена начальная (минимальная) цена договора в размере 232,80 руб. (Двести тридцать два руб. 80 коп.) в год, с учетом НДС. Документация об Аукционе в соответствии с пунктом 98 Приказа ФАС 21.03.2023 № 147/23 также содержит в себе информацию и сведения, содержащиеся в Извещении о проведении Аукциона, в том числе дату и время начала проведения Аукциона.

Согласно п. 2.6.5 Документации об Аукционе дата и время начала проведения Аукциона: 21.03.2024 12:00.

В соответствии с пунктами 3, 4 Приказа ФАС 21.03.2023 № 147/23 аукционы проводятся на электронных площадках, перечень операторов которых утвержден
в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд.

В свою очередь Оператор электронной площадки обязан обеспечить
в том числе бесперебойное функционирование электронной площадки и доступ
к ней организатора аукциона, заявителей и участников аукциона в течение всего срока проведения аукциона.

Подавая Заявку на участие в Аукционе, Заявитель подтверждает, что согласен
и принимает все условия, требования, положения Извещения о проведении Аукциона, Документации об Аукционе и Регламента Оператора электронной площадки,
и они ему понятны.

Из вышеизложенного следует, что в момент начала Аукциона у участников Аукциона есть 60 минут для того, чтобы подать ценовое предложение. После того, как кто-либо из участников подал ценовое предложение, время для подачи последующего ценового предложения автоматически продлевается Оператором электронной площадки на 20 минут. При этом пунктом 125 Приказа ФАС 21.03.2023 № 147/23 и пунктом 12.5 Документации об Аукционе установлено, что при поступлении новых ценовых предложений, время проведения аукциона автоматически продляется на 20 минут и предусмотрено одно единственное основание для автоматического завершения процедуры проведения Аукциона Оператором электронной площадки – истечение 20-ти минутного срока для подачи очередного ценового предложения в случае, если в указанный временной период никто из участников Аукциона не подавал ценового предложения. Каких-либо иных оснований для завершения или приостановления процедуры проведения Аукциона Оператором электронной площадки Приказом ФАС 21.03.2023 № 147/23
и Документацией об Аукционе не предусмотрено. Торги проводятся
до максимального ценового предложения.

Кроме того, приостановление процедуры проведения Аукциона создает риски ограничения прав других участников Аукциона.

Согласно пункту 12.8 Документации об Аукционе победителем Аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора (цену лота).

На основании изложенного, Аукцион был начат в дату и время, установленные пунктом 2.6.5 Документации об Аукционе.

ГК РФ, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Приказ ФАС 21.03.2023 № 147/23, а также иные нормативные правовые акты не предусматривают обязанности организатора Аукциона, Оператора электронной площадки или какого-либо иного лица по приостановлению процедуры проведения Аукциона в случае, если Аукцион длится значительное количество времени, а также проходит в нерабочее время
и в нерабочие дни.

В свою очередь, установленный разделом 12 Документации об Аукционе порядок проведения Аукциона, полностью соответствующий порядку проведения Аукциона, предусмотренному Разделом XV «Порядок проведения аукциона» Приказа ФАС 21.03.2023 № 147/23, также не содержит обязанности по приостановлению процедуры проведения Аукциона в случае, если Аукцион длится значительное количество времени, а также проходит в нерабочее время и в нерабочие дни.

Регламент электронной площадки «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденный приказом Генерального директора ООО «РТС-тендер» от 27.03.2024 № 17-П/24, также не предусматривает обязанности оператора электронной площадки по приостановлению процедуры проведения Аукциона в случае, если Аукцион длится значительное количество времени, а также проходит в нерабочее время и в нерабочие дни.

Законодательство не возлагает на организатора Аукциона, Оператора электронной площадки или какого-либо иного лица обязанности по приостановлению процедуры проведения Аукциона в случае, если Аукцион длится значительное количество времени, а также проходит в нерабочее время и в нерабочие дни. Действующим законодательством не предусмотрено оснований или наступление каких-либо событий завершения процедуры проведения Аукциона Оператором электронной площадки, кроме истечения 20-ти минутного срока для подачи очередного ценового предложения.

Документацией об Аукционе установлен только срок начала проведения Аукциона. Срок окончания проведения Аукциона Документацией об Аукционе
не установлен и не может быть установлен, поскольку определить дату завершения Аукциона не представляется возможным.

Аукцион проводится с момента его начала и автоматически завершается оператором электронной площадки в одном единственном случае – если в течение
20-ти минут с момента подачи последнего ценового предложения не поступило ни одного ценового предложения. Каких-либо иных оснований для завершения или приостановления процедуры проведения Аукциона Оператором электронной площадки Приказом ФАС 21.03.2023 № 147/23 и Документацией об Аукционе
не предусмотрено.

Источник Ссылка

Новости