ПРАВОВОЙ ОБЗОР 22.04.2024 – 03.05.2024 (ЗИТ)


image

13.05.2024

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

22.04.2024 – 03.05.2024

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.Федеральный закон от 02.11.2023 № 509-ФЗ

«Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311020009?ysclid=lvxpugovga684570382&index=1)

С 1 мая 2024 года установлено, что содержащиеся в подготовленных в результате выполнения кадастровых работ документах и подлежащие внесению в ЕГРН сведения не должны приводить к разглашению сведений об объекте недвижимости, составляющих гостайну.

Если для государственной регистрации прав на объект недвижимости представлены документы, содержащие сведения, составляющие гостайну, либо если подлежащие внесению в ЕГРН отдельные сведения могут привести к разглашению сведений об объекте недвижимости, составляющих гостайну, государственной регистрации подлежит только право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такой объект недвижимости. Договор аренды такого объекта недвижимости считается заключенным с момента его подписания сторонами. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления таким объектом недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования и право безвозмездного пользования земельным участком возникают с момента передачи соответствующего имущества.

Запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельным участком или аренды земельного участка, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, аренды, иного ограничения права или обременения здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса может быть погашена по заявлению лица, в пользу которого зарегистрировано соответствующее право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, если наличие указанных сведений в ЕГРН может привести к разглашению сведений, составляющих гостайну. При этом необходима государственная регистрация права собственности РФ (иного публично-правового образования) на соответствующий объект недвижимости.

Правительство РФ утверждает перечень видов находящихся в государственной собственности объектов недвижимости (за исключением земельных участков),
в отношении которых:

- не проводится государственный кадастровый учет;

- право собственности РФ (иного публично-правового образования), другие вещные права, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации;

- сведения о них составляют гостайну.

В отношении указанных объектов недвижимости право собственности РФ (иного публично-правового образования) не подлежит государственной регистрации и считается возникшим в силу федерального закона. Договор аренды такого объекта недвижимости считается заключенным с момента его подписания сторонами. Право хозяйственного ведения (оперативного управления) возникает с момента передачи соответствующего имущества.

Изменения внесены в отдельные законодательные акты. Например, в Гражданский кодекс РФ закреплено, что если в отношении объекта капитального строительства не осуществляются государственный кадастровый учет или государственная регистрация прав в соответствии с новыми правилами, то в заявлении о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию застройщик указывает сведения о соответствии такого объекта утвержденному Правительством РФ перечню.

В случае выявления такой ошибки орган регистрации прав вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц рассчитать значения координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и границы объектов, сведения о которых внесены в реестр границ) в связи с изменением значений координат пунктов государственной геодезической сети в местной системе координат и внести соответствующие изменения в сведения ЕГРН о местоположении этих границ, а в отношении земельных участков также в сведения об их площади.

Значение вычисленной в связи с таким расчетом площади земельного участка может отличаться от первоначального значения площади не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, сведения о которой внесены в ЕГРН.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Выездные встречи по вопросам садоводческих земельных участков

В Подмосковье продолжается процесс регистрации прав на объекты недвижимости. Министерство имущественных отношений Московской области
в помощь дачникам и садоводам организовало в майские праздники выездные встречи сотрудников областного БТИ совместно с органами местного самоуправления в садоводческие товарищества Подмосковья, которые продляться включительно до 12 мая. Ежедневные встречи пройдут в 87 СНТ с охватом более 12 тыс. садоводов. Специалисты БТИ окажут помощь в регистрации домов, а также установлении координат границ земельных участков, переводе из нежилых в жилые дома, оформлении земель общего пользования. Модель выездных мероприятий весьма полезна, получить всю подробную информацию и оформить документы можно будет в майские праздники непосредственно на своих дачах», - рассказала министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова.

Помимо этого, в БТИ с 8.00 до 20.00 также будет работать колл-центр по консультированию и оформлению заказов онлайн. В Подмосковье с начала года уже зарегистрировано 19,2 тыс. объектов недвижимости, из них 15 тыс. частных домов площадью 1,93 млн кв. м. Это поможет провести газ и оформить целый пакет льгот.

Источник: https://mio.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/27-04-2024-13-39-44-zaregistrirovat-dachu-v-podmoskove-mozhno-za-maysk

2.2. Новый перечень Аккредитированных удостоверяющих центров.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации опубликовала новый перечень Аккредитированных удостоверяющих центров

Источник: https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/

2.3. Список запрещенных для выращивания растений снова расширен.

Добавили в том числе ипомею трехцветную — распространенный в России вьюнок. По мнению экспертов, это может привести к необоснованным штрафам
и уголовным наказаниям.

В феврале 2024-го в силу вступило новое Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 135"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым популярный у садоводов вьюнок ипомею трехцветную — включили в список растений, содержащих наркотические вещества. Теперь за культивирование плюща может грозить как административное, так и уголовное наказание.

Вид ответственности зависит от количества наркосодержащих растений. Выращивание до десяти кустов карается административным штрафом в размере
до 5000 рублей.

В случае обнаружения более крупных посадок — от десяти до ста кустов и больше, может наступить и уголовная ответственность — от двух до восьми лет.

Источник: https://www.rbc.ru/life/news/65d2f6389a79477699a75843

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2024 по делу № А39-3314/2023

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее – МТУ Росимущества, организатор торгов) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия о признании недействительным и отмене решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
(далее – УФАС) от 20.03.2023 по делу № 013/10/18.1-105/2023.

В обоснование заявления МТУ Росимущества указало, что приказом МТУ Росимущества от 13.12.2022 № 276 принято решение о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 21:20:100160:544, 21:20:100160:545, 21:20:000000:13225, 21:20:000000:13226, 21:20:151001:202, 21:20:151001:203.

В УФАС с жалобой обратилось физическое лицо, указавшее, что на части вышеприведенных земельных участков находится имущество, принадлежащее ему на праве собственности (хозяйственные постройки, производственные помещения).

По мнению УФАС, организатор торгов не учел, что в соответствии с подп. 8 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции отказал МТУ Росимущества в удовлетворении заявления. При этом суды апелляционной и кассационной инстанций, наоборот, встали на сторону организатора торгов.

В частности, признаны обоснованными доводы МТУ Росимущества, что положения норм земельного законодательства не запрещают организатору торгов включать в предмет аукциона на право заключения договора аренды земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, обладающие признаками самовольной постройки.

В отсутствие сведений об объектах недвижимости оно действовало в пределах действующих норм земельного законодательства.

Дополнительно суд апелляционной инстанции указал, что физическое лицо, подавшее жалобу в УФАС, не относится к предусмотренной ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» категории лиц, права и законные интересы которых могли быть восстановлены при рассмотрении жалоб, направленных в антимонопольный орган (заявку на участие в торгах физическое лицо не подавало).

Источник Ссылка

Новости