ПРАВОВОЙ ОБЗОР 13.05.2024 – 17.05.2024 (223-ФЗ)


image

24.05.2024

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

13.05.2024 – 17.05.2024

Содержание:

  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  1. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
  1. III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1.        Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719

17.05.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2024 № 610 (далее – постановление), которое вносит изменения в требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения 
к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее – требования).

Постановление корректирует перечень промышленной продукции и ее бальную систему оценки в следующих разделах:

•II «Продукция автомобилестроения»;

•III «Продукция отрасли специального машиностроения»;

•V «Продукция энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности»;

•VII «Медицинские изделия»;

•XI «Продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности»;

•XVII «Продукция отрасли легкой промышленности».

Ранее выданные заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации
в отношении продукции, включенной в раздел II, III, V, VII, XI и XVII указанных требований, будут действительны до окончания установленного срока их действия.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

 

 

( https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=34547 )

   

  1. II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

 

2.1. Заказчики по 223-ФЗ могут приобретать товары на бирже

 

Министерство в своем письме дало разъяснения Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ)
не регулирует отношения, связанные с приобретением товаров на товарной бирже. Тем не менее, у заказчиков есть возможность предусмотреть в положении о закупке способ закупки в форме биржевых торгов.

Как отмечают представители Санкт-Петербургской Международной
Товарно-сырьевой Биржи, некоторые заказчики, подпадающие под действие Закона №223-ФЗ, периодически осуществляют закупки на бирже, хотя нормы указанного закона допускают двоякое толкование.

Поэтому была необходимость получения официальной позиции регулятора
по данному вопросу.

 

Источник: https://www.interfax.ru/business/957380

 

 

  1. III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

3.1. Решение АС г. Москвы от 28.02.2024 по делу
№ А40-257462/23-130-1867

 

По закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) требовали провести дополнительные расчеты ценового предложения. По условиям закупки участники включали в ценовое предложение сводную таблицу стоимости работ по каждой позиции согласно формам. Контролеры нашли нарушение по Закону № 223-ФЗ заявка должна содержать цену. Участник не обязан выполнять дополнительные расчеты.

Как установлено судом, Комиссией ФАС России
(далее также - антимонопольный орган) рассмотрена жалоба ООО «Электросетьстрой-11» на действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг Закона № 223. Жалоба ООО «Электросетьстрой-11» была признана обоснованной. Комиссией ФАС России принято решение от 09.08.2023 № 223ФЗ-307/23 и выдано предписание от 09.08.2023 № 223ФЗ-307/23 (далее - Решение, Предписание). Комиссия ФАС России в Решении пришла к выводу о том, что в документации о закупке были установлены требования, не соответствующие Закону о закупках, что привело к необоснованному отклонению заявки ООО «Электросетьстрой-11». Указанные действия, по мнению Комиссии ФАС России, нарушают пункт 2 части 10 статьи 4, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с указанными актами, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением. Оценка доказательств показала следующее. Как установлено судом,
в ФАС России поступила жалоба ООО «Электросетьстрой-11» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» (далее – Заказчик). Федеральный закон
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса Начальная (максимальная) цена договора - 287 000 870 руб.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы ООО «Электросетьстрой-11» нарушены действиями Заказчика, Организатора, 5 неправомерно принявших решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Документации. Представители Организатора с доводом Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Организатор действовали
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации. Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках
не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые
не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В соответствии частью 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие
в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). При этом вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами 1- 9, 11 и 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, а также частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках. В свою очередь, на основании части 19.3 статьи 3.4 Закона
о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию
и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках. Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению
и составу заявки на участие в закупке. В силу положений подпункта «б» пункта 7.2.3 Документации Заказчик отклоняет заявку участника закупки в случае, если заявка участника закупки не соответствует требованиям, установленным Документацией,
 в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений
и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке). Кроме того, пунктом 3.4.1 Документации предусмотрено, что заявка участника на участие
в закупке должна содержать информацию и документы, указанные в пунктах 10, 12 части 2 «Информационная карта закупки» Документации (далее - Информационная карта). При этом согласно пункту 3.4.2 Документации в случае неполного представления информации и документов, перечисленных в пунктах 10, 12 Информационной карты Заказчик отклоняет заявку, поданную на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 10 части 2 Информационной карты установлены требования к сведениям и документам, представляемым в составе заявки участника закупки, в соответствии с которыми в целях подтверждения соответствия 6 установленным требованиям участник закупки должен включить в состав ценового предложения, в том числе сводную таблицу стоимости работ по форме
и в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации (часть 3 «Образцы форм для заполнения участниками закупки», форма 9) с приложением файла сводной таблицы стоимости работ со всеми спецификациями, выполненными в формате MS Excel. При этом формой 9.1 «Спецификация оборудования» (далее - Форма 9.1)
и формой 9.2 «Спецификация материалов» (далее - Форма 9.2) установлено, что участнику закупки необходимо представить сведения, в том числе о наименовании
и марке поставляемой продукции по предмету закупки. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 17.07.2023 № 3/2768326 Заказчиком, Организатором принято решение о признании заявки Заявителя
не соответствующей требованиям Документации. Представители Организатора
на заседании Комиссии ФАС России представили сведения и пояснили, что Заявителем в составе заявки не представлены Формы 9.1 и 9.2, требование
о предоставлении которых установлено подпунктом 4.1 пункта 10 части 2 Информационной карты, в связи с чем Заказчиком, Организатором принято решение
о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Документации. Вместе с тем, изучив положения Документации, представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что положениями Закона о закупках регламентировано, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать предложение о цене договора участника закупки, при этом Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки осуществлять дополнительные расчеты предлагаемой пены договора. Кроме того, Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки на момент подачи заявки на участие в Конкурсе предоставлять дополнительную информацию о предлагаемом товаре, иметь такой товар в наличии,
в связи с чем участник закупки может не располагать информацией, в том числе
о наименовании и марке предлагаемого к поставке товара при заполнении заявки
на участие в закупке. Кроме того, марка товара не является характеристикой самого товара, а, следовательно, такое требование Заказчика избыточно. При этом, в случае, если участник закупки в составе заявки предоставит сведения о наименовании и марке поставляемой продукции по предмету закупки, то в дальнейшем, учитывая, что замена поставляемой продукции возможна только по соглашению сторон, возможность
в одностороннем порядке заменить ранее указанную в заявке продукцию в виду независящих от участника закупки обстоятельств (например, ликвидации юридического лица, являющегося производителем или единственным дистрибьютором продукции) отсутствует. Вместе с тем, отсутствие в ценовом предложении Заявителя спецификации оборудования
и материалов с указанием наименования и марки поставляемой продукции
по предмету закупки не свидетельствует о несоответствии предлагаемого к поставке товара техническим и функциональным требованиям, установленным Документацией, а также не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, что ограничивает количество участников закупки, в связи с чем установление вышеуказанного требования противоречит требованиям Закона о закупках, и, как следствие, отклонение по данному основанию неправомерно. С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, Комиссия ФАС России правомерно пришла к выводу, что действия Заказчика, Организатора, установивших в Документации вышеуказанное требование к составу заявки на участие в закупке, ограничивают количество участников закупки, и, как следствие, отклонивших заявку 7 ООО «Электросетьстрой-11», противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 2 части 10 статьи 4, часть 6 статьи 3 Закона о закупках. В целях устранения выявленного нарушения ФАС России выдано предписание от 09.08.2023 по делу № 223ФЗ-307/23, согласно которому Заказчику, Организатору предписано в установленный срок привести Документацию о проведении Конкурса в соответствие с требованиями Закона о закупках и с учетом решения ФАС России от 09.08.2023 по делу
№ 223 ФЗ-307/23.

Вместе с тем, целью подачи заявления о признании решения ФАС России недействительными является восстановление прав Заявителя (Определения ВАС РФ от 16.03.2010 №17906/09, от 31.07.2009 №9797/09).

Согласно общедоступной информации, размещенной в Единой информационной системе, по результатам Конкурса Заказчиком 20.11.2023 заключен договор с реестровым номером № 54716016979230041060001. При указанных обстоятельствах, избранный Заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к принятым решению
и предписанию ФАС России имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов Заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, а как следует из правового смысла части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав. Таким образом, в настоящее время оспариваемые Решение
и Предписание ФАС России не нарушают права и законные интересы Заявителя
и не препятствует его экономической деятельности, следовательно, отсутствуют обязательные условия для признания Решения и Предписания ФАС России недействительными.

На основании вышеизложенного, суд считает, что Решение
и Предписание ФАС России от 09.08.2023 по делу № 223ФЗ-307/23 являются законными, обоснованными, принятыми в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.



Источник Ссылка

Новости