
07.06.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
27.05.2024 – 31.05.2024
Содержание:
1.1. Выписку ЕГРН предлагают дополнить сведениями о границах КРТ
Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект № 635075-8, предусматривающий создание механизма информирования о вхождении объекта недвижимости в границы территорий комплексного развития.
Парламентарии предлагают обязать органы государственной власти
и самоуправления, принявшие решение о КРТ, направлять в Росреестр документы, содержащие
• реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о КРТ;
• предельный срок реализации таких решений;
• сведения о лице, обеспечивающем реализацию решений о КРТ
(при наличии).
Предполагается, что информация должна быть передана в пятидневный срок. Затем Росреестру предстоит добавить полученные данные в выписку ЕГРН. Таким образом, документ будет содержать сведения о включении объекта недвижимости
в границы КРТ, что сделает эти данные доступными для всех заинтересованных лиц. Авторы законопроекта отмечают, что сейчас наблюдается крайне низкая осведомленность граждан о нахождении недвижимости в границах KPT, даже
в случае приобретения объекта после даты принятия решения о реализации KPT. «Зачастую самостоятельно найти данную информацию рядовому гражданину достаточно затруднительно, так как обязанности по ведению соответствующих реестров недвижимости в открытом доступе у федеральных, региональных
и муниципальных властей нет, — говорится в пояснительной записке. — Таким образом, например, гражданин может приобрести квартиру, не зная о том,
что приобретает жилье, подлежащее сносу».
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/635075-8)
1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2024
№ 716 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. № 701"
Установлены особенности проведения торгов на право заключения договоров
о комплексном развитии территорий.
Определены обстоятельства, при которых могут проводиться торги на право заключения двух и более договоров о комплексном развитии территорий.
Уточнены некоторые процедуры заключения договора о комплексном развитии территории посредством проведения торгов в электронной форме. Документ начнет действовать 08.06.2024 года.
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405310044)
2.1. Кого затронет законопроект о начале освоения участка
Законопроект о начале использования земельного участка в течение трех лет
с момента его приобретения не затронет большинство собственников земли, рассказал РИА Недвижимость эксперт проекта "Народный фронт. Аналитика" Павел Склянчук.
Участки, которые не используются по назначению, планируется изымать. Закон может вступить в силу 1 марта 2025 года после того, как установят признаки неосвоения земельных участков.
"Я думаю, что законопроект не коснется больше 90% владельцев земельных участков, обычных садоводов и огородников. Это скорее правовой механизм защиты от спекулятивных сделок купли и дальнейшей перепродажи земельных участков под застройку девелоперов", - сказал Склянчук.
По его мнению, законопроект коснется оформленных юрлицами подозрительных участков, на которых долго ничего не происходит. Муниципалитет не может выделять эти земли под проекты застройщиков и выставлять их на торги, поэтому вводятся такие механизмы, объяснил Склянчук.
Он добавил, что основаниями для разработки законопроекта могли стать крупные участки, оказавшиеся заброшенными. По словам эксперта, было
бы правильно прописать минимальную площадь земельного участка, подпадающего под действие законопроекта, чтобы исключить случаи злоупотребления и чтобы
это не стало поводом даже для гипотетических опасений у добропорядочных владельцев земли.
Источник: https://realty.ria.ru/20240522/zakonoproekt-1947723259.html
3.1. Верховный Суд: в спорах о границах участков нельзя руководствоваться только результатами экспертизы, без оценки всех обстоятельств
26 марта 2024 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла определение №310-ЭС23-23889, в котором рассматривался спор
об установлении границ земельных участков в границах характерных точек координат в соответствии с заключением экспертов и признании указанных границ согласованными со смежными землепользователями.
Согласно материалам дела, принадлежащие гражданам земельные участки (ЗУ)
по 600 кв. м, расположенные на территории СНТ «Ручеек-2» (Товарищество), были поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров декларативно, без указания координат. В 2015 году эти участки были приобретены гражданкой Кирилловой Галиной Ивановной, и в отношении них проведено межевание и установлены границы.
В 2018 районный суд признал недействительным осуществленное в 2015 году межевание ЗУ и исключил из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведения о координатах характерных точек границ указанных участков.
Решение суда исполнено, сведения о координатах характерных точек границ данных ЗУ исключены из ЕГРН. В дальнейшем на основании заявления Кирилловой
об уточнении местоположения границ указанных ЗУ и представленных ею межевых планов в 2019 году Управление Росреестра осуществило государственный кадастровый учет изменений сведений об участках.
В 2019-м Кириллова продала ЗУ ООО «Стройтехносервис» (Общество, Заявитель). Позже Управление Росреестра исключило из ЕГРН сведения о границах спорных участков, поскольку границы, указанные в межевых планах от 2019 года, совпадали с границами, указанными при межевании участков в 2015 году, которое признано судом незаконным.
Ссылаясь на то, что в настоящее время в правоустанавливающих документах отсутствуют сведения о границах спорных ЗУ, Общество в апреле 2020 года обратилось в арбитражный суд с иском об установлении границ ЗУ.
Суд первой инстанции назначил проведение судебной экспертизы, поставив перед экспертом задачу установить границы смежных ЗУ с учетом разбивочного плана. Исходя из поставленного судом вопроса, заключением судебной экспертизы определены границы ЗУ с кадастровыми номерами.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Общества.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ
не согласилась с принятыми решениями, указав, что нижестоящие суды не учли следующее. Из сопоставления кадастровых дел на ЗУ, а также плана организации территории СНТ «Ручеек-2» следует, что указанные ЗУ сформированы из участка, который по плану организации территории является территорией общего пользования и занят пожарным водоемом.
Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось. Доказательства, подтверждающие изменение плана организации территории СНТ «Ручеек-2», отсутствуют. Общее собрание членов Товарищества в 2014 году приняло решение запретить продажу либо передачу ЗУ общего пользования.
Вывод судов о возможности установления границ спорных ЗУ, основанных только на результатах экспертизы, но без оценки всех необходимых обстоятельств
и исследования документов, связанных с установлением границ ЗУ, собственником которых Общество стало после их постановки на кадастровый учет, нельзя признать правомерным.
ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Источник Ссылка