ПРАВОВОЙ ОБЗОР 03.06.2024 – 14.06.2024 (223-ФЗ)


image

20.06.2024

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

03.06.2024 – 14.06.2024

Содержание:

  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  1. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
  1. III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

02.05.2024 в общий классификатор продукции по видам экономической деятельности внесены изменения: введен новый вид ОКПД 2 10.42.10.166 «Заменители масла какао, не темперируемые смешанного типа».

(https://www.iprosoft.ru/docs/?nd=499092012&tab=11)

  1. II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Министерство финансов рекомендовало указывать условия подготовки заявки отдельным столбцом

В целях методологического сопровождения деятельности заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), формирования единых подходов
к разработке документов, формируемых заказчиками при проведении неконкурентной закупки с использованием подсистемы «Малые закупки» Информационной системы в сфере закупок Свердловской области
(далее – подсистема «Малые закупки») Департамент государственных закупок Свердловской области (далее – Департамент) Министерство финансов считает необходимым отметить следующее.

При закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

№ 233-ФЗ заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки. Соблюдением указанных принципов является выполнение условий, при которых надлежащим образом обеспечивается доступность информации о закупке, ясность в описании потребности заказчика, в том числе
в описании технических, функциональных и иных характеристик закупаемых товаров (работ, услуг). Одним из таких условий является подготовка и размещение заказчиками, в составе сведений о закупке, инструкции по заполнению участниками закупки заявки на участие в неконкурентной закупке с использованием подсистемы «Малые закупки».

В соответствии с подпунктом 3 части 2 пункта 115 Типового положения
о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного приказом Департамента от 27.12.2019 № 198-ОД (далее – Типовое положение) при осуществлении неконкурентной закупки с использованием подсистемы «Малые закупки» в сведениях о закупке заказчиками указываются, в том числе описание объекта закупки, технические, функциональные и иные характеристики предлагаемого участником товара (далее – характеристики товара).

В целях сокращения случаев отклонения заявок участников закупок, в связи
с наличием в таких заявках ошибок технического характера, повышения уровня конкуренции и количества состоявшихся закупок 2 Департамент рекомендует
в составе сведений о закупке формировать инструкцию по заполнению заявки
или указывать условия подготовки заявки отдельным столбцом в описании объекта закупки.

В случае, если по итогам рассмотрения заявки на участие в неконкурентной закупке с использованием подсистемы «Малые закупки» заказчиком или комиссией принято решение об отклонении заявки, при формировании в подсистеме проекта протокола в графе «Причины отказа», необходимо указать основания отклонения
по каждой заявке, подлежащей отклонению.

При этом Департамент рекомендует заказчикам указывать в графе «Причина отказа» основания отклонения заявки участника закупки со ссылкой на конкретный пункт Положения о закупке, а также на пункт описания объекта закупки, который
в заявке участника закупки не соответствует описанию объекта закупки (потребности заказчика) и(или) условиям, указанным в инструкции по заполнению заявки. Прошу учесть данную информацию и довести до сведения подведомственных учреждений Свердловской области, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

(Источник:https://torgi.egov66.ru/site/Show/Content/4540?ParentItemId=455)

2.2. ЭТПРФ поможет закрыть дефицит и реализовать импортозамещающую продукцию

Специализированная электронная торговая площадка ETPRF.RU запустила секцию для российских заказчиков и поставщиков с гарантированным спросом
на их продукцию.

Российские заказчики и поставщики могут получить гарантированный спрос
на продукцию в рамках промышленной кооперации. Зарегистрировавшись
на специализированной электронной торговой площадке, члены Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон (АКИТ) становятся участниками обмена данными, а в электронном магазине закрытого контура площадки проводят анонимные «закупки с полки». Как ЭТП выявляет потребности в продукции, поставщики которой либо ушли с рынка, либо являются иностранными производителями рассказал исполнительный директор ETPRF.RU Александр Геллер.

С рынка ушло большое количество поставщиков, но спрос на их продукцию остался. Как площадка находит ниши, в которых количество поставщиков уменьшилось или где их нет вообще?

Благодаря мониторингу рынка возможно спрогнозировать потребности
в продукции, поставщики которой покинули российский рынок, либо являются иностранными производителями. Это важно для бизнеса, которому комфортно работать, имея представление о дальнейшем развитии. В нашем случае, после подписания соглашения с Ассоциацией кластеров и технопарков России, резиденты получили прямой доступ к информации о закупках на специализированной электронной площадки. Отечественные производители таким образом решают актуальные проблемы в области импортозамещения. Для резидентов кластеров, технопарков и ОЭЗ это означает развитие — они ведь могут стать новыми производствами импортозамещения, предлагая заказчикам продукцию по ценам ниже, чем при параллельном импорте. 

Кроме этого, продукция членов АКИТ размещается в закрытом контуре площадки — магазине закупок малого объема для заказчиков, который работает
режиме полной анонимности. Тем самым оператор организует эффективный процесс закупок и реализации продукции членов Ассоциации.

Чтобы запустить и развивать промышленный кластер в регионе, его оператор должен организовать масштабное социологическое исследование, проанализировать разные факторы: научный и кадровый потенциал, возможности реализации и т.п. У нас же вся эта информация уже есть. Площадка предоставляет конкретные данные
о потребностях крупных и средних заказчиков разного уровня. Когда же в распоряжении есть подобная информация, резиденты кластера могут моментально зайти на рынок и начать работать. Являясь потенциальными поставщиками, они будут знать, какая нужна продукция определенному заказчику и как в рамках кластера создать эффективное окупаемое производство. Между тем заказчикам, партнерство с АКИТ позволит точно выявить актуальные инвестиционные ниши, чтобы заместить импорт.

Использование больших данных, которые площадка предоставляет Ассоциации кластеров и технопарков России, поможет заключать долгосрочные договоры, которые отличаются серьезной аналитикой и качественным планированием. Речь прежде всего о СПИК, концессиях, СПЗК, контрактах жизненного цикла, ГЧП. Очевидно,
что в России недостаточно ни методологии, ни кадров, ни опыта экономического анализа и планирования подобных контрактов. Это нужно закреплять в национальную систему закупок. У нас, как правило, торги проходят, когда у заказчика возникает потребность. Но кластерам и технопаркам важно иметь представление о закупках «будущих вещей». Для этого площадка предоставляет всем участникам закупочного процесса информацию и сервисы, повышающие качество долгосрочного планирования.

Электронный магазин закрытого контура площадки позволяет анонимно проводить закупки с полки. Данные об участнике закупки неизвестны
для пользователей, а их предложения анонимны. Заказчик выбирает продукцию,
но данные о поставщике узнает только на этапе подписания контракта. Таким образом возможно провести закупки двух видов: закупки с полки и размещение извещения по типам процедур (аукцион на понижение, аукцион на повышение, запрос доставки). Маркетплейс гарантирует безопасное, экономное и конкурентное проведение закупок. Сейчас в закрытый контур стремятся перейти как крупные подсанкционные компании (около 7 тыс. компаний), так и компании, которые должны проводить так называемые «прямые» закупки у едпоставщиков по аналогии с госзакупками в «электронных магазинах» (закупки с полки — до 5 млн руб.). 

223-ФЗ и контрактная система — абсолютно разные законы, которые нет смысла сближать. Они регулируют разные сегменты, и то, что подходит для госзаказчтков,
не будет эффективно для коммерческих компаний. Требования нацрежима нужно вводить последовательно и следить за реакцией рынка. Если кто-то почувствует себя ущемленным, то с высокой вероятностью он найдет способ обойти ограничения. Думаю, что в рамках 223-ФЗ следует поставить заказчикам приоритет. В своих положениях о закупках они должны руководствоваться интересами российских производителей. Многие уже так и делают. В случае острой необходимости
по конкретным видам продукции, возможно, нужно действовать адресно. При этом
для старта этой работы достаточно рекомендаций на уровне Министерства финансов. Можно ввести ограничения национального режима, например, только на контракты, которые имеют отношение к реализации национальных проектов. Чтобы в своей иной хозяйствующей деятельности коммерческие компании работали согласно принципам собственного положения о закупках. Словом, законопроект нужно еще детально изучить и учесть в нем мнение госзаказчиков, которых работают по 223-ФЗ.

(Источник : https://companies.rbc.ru/news/9vUFG8VjpT/etprf-pomozhet-zakryit-defitsit-i-realizovat-importozameschayuschuyu-produktsiyu/)

  1. III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Время подачи заявки на участие в аукционе не может влиять на результаты его проведения.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по фрахтованию воздушных судов Cessna-182 (эквивалент) (далее - Аукцион).

В Жалобе Заявителем указано, что в ходе проведения Аукциона права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом определившего победителя Аукциона.

Частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке,
и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона,
на установленную в документации о закупке величину.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок участников закупки Заявителем в ходе проведения Аукциона подано ценовое предложение в размере 32 636 083,20 руб. в 11:46:11, при этом победителем Аукциона подано равное ценовое предложение в размере 32 636 083,20 руб. в 11:47:55, то есть позже ценового предложения Заявителя.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что в ходе проведения Аукциона Заявителем и победителем Аукциона поданы одинаковые ценовые предложения, в связи с чем в соответствии с положением
о закупке Заказчика лучшим ценовым предложением считается предложение участника закупки, заявка которого поступила ранее других заявок на участие
в закупке.

Так, победителем Аукциона заявка на участие в Аукционе подана 04.03.2024
в 12:05:19, вместе с тем Заявителем заявка на участие в Аукционе подана 12.03.2024 в 10:10:12.

Изучив представленные материалы, а также выслушав представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что порядок определения победителя по результатам аукционной сессии, допускающей возможность признания победителем участника закупки, заявка которого подана раньше, с учетом равности ценовых предложений участников, противоречит принципам, установленным Законом о закупках.

Кроме того, Комиссия ФАС России обратила внимание, что очередность фактической подачи заявок на участие в аукционе до проведения торгов сама по себе не может являться определяющей при выборе победителя аукциона, поскольку подача заявки не имеет взаимосвязи с прогнозируемыми итогами проведения аукционных торгов.

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом определившего победителя по результатам проведения Аукциона, нарушают часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 3.3 Закона
о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем Комиссией ФАС России выдано предписание, направленное
на устранение выявленного нарушения путем повторного проведения этапа подачи ценовых предложений в ходе проведения Аукциона.

(Решение ФАС России от 15.04.2024 N 223ФЗ-116/24, предписание ФАС России от 15.04.2024 N 223ФЗ-116/24)

Источник Ссылка

Новости