18.07.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
08.07.2024 – 12.07.2024
Содержание:
Президент России Владимир Путин 8 июля подписал закон о предоставлении части акватории водного объекта без проведения аукциона.
Нововведения, которые вносятся в Водный кодекс РФ, устанавливают порядок использования водных объектов для размещения, буксировки, установки
и эксплуатации плавучих объектов.
Теперь правообладатели земельных участков или гидротехнических сооружений смогут заключать договор водопользования для использования акватории водных объектов для размещения, буксировки, установки и эксплуатации плавучих объектов без проведения аукциона при условии, что такие земельные участки или гидротехнические сооружения полностью или частично расположены в границах береговой полосы указанных водных объектов и находятся в государственной или муниципальной собственности.
Договор водопользования, заключенный в целях размещения плавучих объектов с правообладателем земельного участка или гидротехнического сооружения, подлежит досрочному расторжению в случае прекращения прав указанного правообладателя на такие земельный участок или гидротехническое сооружение.
Кроме того, предусматривается, что использование плавучих объектов разрешается только при условии, если они оснащены оборудованием и устройствами, не допускающими загрязнение и засорение водных объектов.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/226964-8)
2.1. ЗОУИТ: что это такое и как узнать о существующих ограничениях по строительству
Министерство имущественных отношений Московской области разъяснило, что такое ЗОУИТ. Покупая земельный участок или начиная строительство дома, можно столкнуться с таким понятием, как обременение. Поэтому важно изначально узнать, не входит ли земельный участок, к примеру, в зону с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). У нас в Подмосковье определено 24 вида ЗОУИТ, на сегодняшний день на территории Московской области в ЕГРН внесены сведения о 113 803 границах зон с особыми условиями использования территорий. Это, например, охранные зоны трубопроводов, линий связи, линий электропередачи (ЛЭП) и т.д. И в зависимости от вида зоны устанавливаются соответствующие ограничения на использование земельного участка", - рассказала министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова.Как не нарушить требования закона и узнать обо всех ограничениях, - в нашем материале.
ЗОУИТ — это земли, где действуют те или иные ограничения по строительству и эксплуатации объектов. Главная цель такого регулирования — обеспечить безопасные и благоприятные условия жизни и снизить негативное воздействие
на окружающую среду.
Все виды ЗОУИТ можно условно разделить на два блока:
- Зоны, которые регламентирует федеральное законодательство. Это водоохранные и природоохранные территории, а также территории объектов культурного наследия.
- Зоны, условия использования которых определяют различные ведомства. Это делают для соблюдения особых требований к расположенным на них объектах.
В Подмосковье 24 вида зон, где действует специальный правовой режим. В их числе:
- водоохранные зоны- территории объектов культурного наследия- охранные зоны магистральных трубопроводов;
- зоны газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов;
- придорожные полосы автодорог;
- территории, которые входят в зоны аэродромов;
- охраняемые природные территории нацпарков и заповедников- округа лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- зоны затопления;
- санитарно-защитные зоны;
- коммунальных и промышленных объектов.
В разных ЗОУИТ действуют различные условия, но есть участки, где запрещено вести любое строительство. Закон запрещает строить рядом:
- с магистральными трубопроводами- газопроводами, водопроводами и сетями канализации;
- высоковольтной ЛЭП- источниками питьевого водоснабжения и водохранилищами;
- береговой полосой;
- аэродромами;
- коммунальными и промышленными объектами
При проверке участка важно изучить сразу несколько источников:
- Найти на Публичной кадастровой карте интересующий объект недвижимости. Включить слой "Зоны с особыми условиями использования территорий";
- Заказать выписку из ЕГРН или отчет об объекте;
- Изучить публичную кадастровую карту (ППК);
- Найти правила землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования;
- Изучить генплан муниципального образования;
- Познакомиться с муниципальными картами;
- Заказать градостроительный план земельного участка.
3.1. Самовольные постройки и длительное владение не основание для признания собственности
В Наро-Фоминский суд МО обратилась Лопанова Л.А. (далее – Истец)
к Администрации г.о. Наро-Фоминск (далее - Администрация) с исковым заявлением о признании незаконным и его отмене постановления администрации
«Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, установления вида разрешенного использования земельного участка
и отнесении его к категории земель», об отмене решения об отказе
в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, признании акта муниципального контроля, снятии
с кадастрового учета участка в Наро-Фоминском городском округе
(дело №2а-1396/2023).
Истец полагал, что на земельном участке площадью 381 кв.м, примыкающему к земельному участку с кадастровым номером 50:26:01001076465, входят границы участки с кадастровым номером 50:26:0100107:1183. В связи с чем Истец владел прилегающей территорией к своему участку, высаживал там плодовые деревья, на протяжении множества лет, построил гараж, установил детские качели и песочницу. Данная территория Истцом была ограничена забором. За данным участком Истец ухаживала, проводила регулярный скос травы.
В судебном заседании свидетели (соседи) также подтвердили постоянное владение Истцом спорного участка.
Одновременно Администрация отмежевала участки и выставила на торги.
В результате аукциона у участка появился правообладатель, который зарегистрировал право собственности на спорный участок.
Решением Наро-фоминского суда – отказано в исковых требованиях Истцу. Истец на основании следующего.
Самовольное занятие Административным истцом земельного участка не может являться основанием для отмены постановления Администрации.
Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии
с Законом № 218-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом
«О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, для получения какого-либо вещного права на земельный участок, гражданину необходимо наличие предусмотренного законом основания,
а также необходимо пройти установленную законом процедуру оформления соответствующего права, а именно – процедуру государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Построенные Истцом объекты, находящиеся на земельном участке площадью 381 кв. м возведены истцом без законных оснований.
Не согласившись с решением первой инстанции Истец подал апелляционную жалобу в Московский областной суд. Вторая инстанция не согласилась с решением первой инстанции и отправила исковое заявление на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При рассмотрении вновь в первой инстанции суд отказал в исковых требованиях истцу, установив, что из испрашиваемых истцом муниципальных земель возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
08 июля 2024 Судом апелляционной инстанции решение оставлено без изменения.
Источник Ссылка