ПРАВОВОЙ ОБЗОР 05.08.2024 – 09.08.2024 (223 - ФЗ)


image

15.08.2024

ПРАВОВОЙ ОБЗОР 

05.08.2024 – 09.08.2024 

Содержание: 

  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 
  1. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ 
  1. III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 
  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 

1.1. Законопроект № 366535-8 о переносе срока вступления в силу запрета на осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках) 

Срок реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП, МУП) предложено продлить до 1 января 2030 года (вместо ранее определенной даты  — 1 января 2025 года). 

Сегодня унитарные компании занимаются доставкой продуктов в отдаленные северные районы, обеспечивают транспортное сообщение с небольшим пассажиропотоком, оказывают банно-прачечные услуги населению, обслуживают дома престарелых и социальные учреждения и многое другое, без чего невозможно прожить в российской глубинке. То есть занимаются крайне важными, но низкоприбыльными социальными делами.

Учитывая востребованность у населения полезных услуг таких предприятий,
у Совета Федерации сформировалась четкая позиция по вопросу их дальнейшего существования. Так, еще в декабре 2018 года Валентина Матвиенко при обсуждении тогда еще законопроекта о ликвидации и реорганизации МУПов и ГУПов заявила, что Совет Федерации не будет его поддерживать, так как он противоречит Конституции РФ.

«Ликвидация унитарных предприятий в социально значимых сферах при отсутствии альтернативных эффективных механизмов решения жизненно важных для населения вопросов влечет за собой социальную напряженность и ухудшение качества жизни граждан», — говорится в пояснительной записке.

В настоящий момент Советом Государственной Думы принято решение перенести рассмотрение указанного проекта федерального закона с 10 октября 2023 года на более поздний срок. 

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/366535-8

  1. II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ 

2.1.  Минцифры и разработчики ПО готовят предложение по ценообразованию на софт для госзакупок 

Минцифры РФ совместно с разработчиками ПО готовят предложения по обеспечению прозрачности ценообразования на софт для закупок госорганами и госкомпаниями, в них также должны быть обозначены потенциальные размеры скидок в зависимости от объема закупок, сообщил журналистам глава министерства Максут Шадаев.

Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минцифры и ФАС России подготовить предложения о возможных механизмах государственного контроля и регулирования цен на ПО в рамках размещения госзаказа, а также при закупках госкомпаниями.

Минцифры совместно с ведущими российскими разработчиками ПО прорабатывает механизм определения прозрачного ценообразования при осуществлении закупок в интересах госорганов и госкомпаний, который бы исключил случаи недобросовестной конкуренции и злоупотреблений и будут просить разработчиков установить предельные цены и публиковать прайс-листы, показав потенциальный объем скидок в зависимости от объема закупок до конца августа. 

(https://prozakupki.interfax.ru/articles/3373

2.2. Власти Литвы могут запретить госзакупки у работающих с РФ компаний 

Литовские компании, продолжающие работать в России, Белоруссии, Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии, могут лишиться возможности участвовать в Литве в процедурах госзакупок в оборонной, энергетической, транспортной и ряде других сфер.

Соответствующие поправки в закон о госзакупках в сфере обороны и безопасности и в закон закупках, осуществляемых заказчиками в сфере водного хозяйства, энергетики, транспорта или почтовых услуг, зарегистрировала в Сейме Литвы член парламентского комитета по экономике Ева Пакарклите.

Поправки позволят закупающей организации отклонить предложение поставщика, если он действует напрямую или через посредников в упомянутых странах.

Пакарклите заявила, что с июня этого года действует постановление, позволяющее властям отстранять литовские компании, работающие в "странах-агрессорах", от государственных закупок. Предлагаемые поправки расширят возможности властей в этой сфере.

Сейм Литвы недавно разрешил исключать из процедур госзакупок связанных
с Россией и Белоруссией литовских и иностранных поставщиков, а также
их партнеров.

В Литве отстранить компании от госзакупок также возможно, если страна-производитель поставляемого товара является "недружественной" страной
или имеется информация от государственных ведомств о том, что заключение сделки не будет соответствовать интересам национальной безопасности.

В настоящее время в России работают около 140 компаний с литовским капиталом.

(https://prozakupki.interfax.ru/articles/3370

  1. III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 

3.1.  Решение от 28.06.2024 по делу № 077/07/00-8361/2024 

Комиссия Московского УФАС России рассмотрело жалобу ООО «РусТехно» на ГБУЗ № 4 ДЗМ и установило, что не допускается установление заказчиком в документации  о закупке для субъектов малого и среднего предпринимательства условия о предоставлении такими лицами обеспечения исполнения договора, в 1,5 превышающего изначально установленный размер, в случае снижения поставщиком цены на 25% и более.

Если в документации о закупке для МСП, заказчиком установлено требование к обеспечению исполнению такого обеспечения:

А) не может превышать 5% начальной (максимальной) цены договора (цены лото) если договором не предусмотрена выплата аванса.

УФАС отметило, что в рассматриваемом в случае с единственным способом реализации антидемпинговых мер является предоставление поставщиком информации о своей недобросовестности.

Также Комиссия отмечает, что в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам Закупки.

Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Законом о закупках установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг именно в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона,
в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества
и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ
и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта «а» пункта 25 Постановления № 1352.

Таким образом, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу
в их совокупности и взаимосвязи Комиссия пришла к выводу о признании жалобы обоснованной и выдаче обязательного для исполнения предписания для устранения выявленных нарушений.

Источник Ссылка

Новости