ПРАВОВОЙ ОБЗОР 05.08.2024 - 09.08.2024 (44-ФЗ)


image

15.08.2024

  1. Опубликованы изменения, касающиеся применения национального режима в сфере закупок

 

Изменения в Закон № 44-ФЗ

 

  1. С 01.01.2025 Правительство РФ наделено правом устанавливать:

1) запрет на закупку иностранного товара, в том числе при закупках
у единственного поставщика (замена товара на импортный не допускается);

2) ограничения закупок импортных товаров. Если на участие в закупке подана заявка и признана соответствующей требованиям извещения, содержащая предложение о поставке товара российского происхождения, то все заявки
с предложениями иностранных товаров, подлежат отклонению (механизм «второй лишний»);

3) преимущество для отечественного товара. Ценовое предложение участника с российской продукцией снижается на 15%, либо увеличивается на 15% в случае подачи предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта (замена на товар исключительно российского происхождения,
если контрактом предусмотрена поставка товара российского происхождения).

В части работ, услуг при предоставлении преимущества снижение на 15% цены за предоставление права на использование программы для ЭВМ и (или) базы данных (включая обновления и дополнительные функциональные возможности), в том числе предоставление удаленного доступа к ним.

  1. Введение нового отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, со сроком предоставления до 1 февраля года, следующего за отчетным. Требования к форме и содержанию отчета устанавливаются Правительством РФ (с 01.01.2025).
  2. Правительство РФ в целях соблюдения устанавливаемых запретов, ограничений и преимуществ устанавливает особенности определения НМЦК
    (с 01.01.2025).
  3. Правительство РФ вправе установить случаи, при которых заявка на участие, содержащая предложение о поставке российского товара, приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке иностранного товара, если подана заявка, наиболее удовлетворяющая требованиям промышленной продукции (с 01.01.2025).
  4. При описании объекта закупки, в отношении которого установлен нацрежим (запрет, ограничение, преимущество), указываются характеристики товара российского происхождения (с 01.01.2025).
  5. Введен обязательный односторонний отказ от исполнения контракта, если вследствие реорганизации российского ЮЛ – подрядчика, исполнителя его права перешли к созданному в иностранном государстве ЮЛ, в отношении которого установлены запрет, ограничение, преимущество.
  6. Нацрежим не применяется при осуществлении федеральных закупок
    (гос. охрана, борьба с терроризмом и экстремизмом, обеспечение безопасности высших должностных лиц субъектов РФ).
  7. В Закон № 44-ФЗ включена норма, согласно которой МВД РФ и Росрезерв смогут с 01.10.2024 проводить свои закупки закрытыми конкурентными способами.
  8. Полномочия финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований на осуществление контроля (непревышение объема фин. обеспечения) осуществляются Федеральным Казначейством (в случае осуществления отдельных функций соответствующих финансовых органов). Полномочия иных фин. органов субъектов РФ, муниципальных образований на осуществление контроля (непревышение объема фин. обеспечения) могут быть переданы Казначейству
    на основании соглашений (с 01.01.2025).

 

Изменения в Закон № 223-ФЗ

 

  1. C 01.01.2025 Правительство РФ вправе устанавливать:

1) запрет закупок иностранного товара (работ, услуг). Заказчики смогут приобрести только российскую продукцию без возможности заменить ее импортной при исполнении договора;

2) ограничения закупок иностранного товара (работ, услуг). Импортную продукцию нельзя будет приобрести, если в конкурентной закупке есть заявка
с российским товаром, которая отвечает условиям закупки. При исполнении договора на поставку отечественной продукции заменять ее импортной нельзя (механизм «второй лишний»);

3) преимущество для отечественного товара (работ, услуг). Ценовое предложение участника с российской продукцией станут снижать на 15%, либо увеличение на 15% в случае подачи предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение договора (замена на товар исключительно российского происхождения, если договором предусмотрена поставка товара российского происхождения).

  1. Введение нового отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, со сроком предоставления до 1 февраля года, следующего за отчетным годом. Требования к форме и содержанию отчета устанавливаются Правительством РФ.
  2. Правительство РФ вправе установить случаи, при которых заявка на участие в закупке промышленной продукции, содержащая предложение о поставке российского товара, приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке иностранного товара, если подана заявка, наиболее удовлетворяющая требованиям промышленной продукции.

 

Изменения в Закон № 360-ФЗ

 

  1. В случае признания определения поставщика несостоявшимся, контракт
    с единственным поставщиком может заключаться без использования ЕИС, ЭП (норма применяется с 01.01.2025 до 30.06.2025 включительно).
  2. Если контракт заключен до 01.04.2025, то нормы, предусматривающие заключение соглашений об изменении условий, расторжении контракта
    с использованием ЕИС, применяются в случае, если контракт заключен в ЕИС
    и не заключались соглашения об изменении условий контракта без использования ЕИС.

Закон вступает в силу с 01.10.2024.

Изменения в части нацрежима по Законам № 44-ФЗ, 223-ФЗ применяются
 к закупкам, извещения об осуществлении которых, приглашения принять участие
в которых направлены, либо контракты с единственным поставщиком заключены
с 01.01.2025.

 

Где читаем?

Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ

  1. Перечни иностранных товаров с запретом и ограничением допуска
    в госзакупках предложено дополнить отдельными медизделиями

Соответствующие поправки в постановления Правительства РФ от 30.04.2020
№ 616, от 30.04.2020 № 617 разработаны Минпромторгом России.

Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ № 616 (о запрете
на допуск отдельных иностранных товаров), дополняется позицией: «Наконечники полимерные нестерильные (стерильные) одноразовые к дозаторам пипеточным»
(ОКПД 2 - 32.50.50.190).

Постановление Правительства РФ № 617 (об ограничениях допуска) предлагают дополнить шприцами (ОКПД 2 - 32.50.13.110) и кроватями медицинскими функциональными механическими (ОКПД 2 - 32.50.30.119).

Авторы проекта отмечают, что такая мера обеспечит поддержку нескольким отечественным производителям и будет стимулировать увеличение производства отечественных медизделий и открытие новых производств, без риска неудовлетворения потребности системы здравоохранения РФ при одновременном снижении цен за счет производства медицинских изделий на территории РФ, а также за счет минимизации применения механизма закупок дорогостоящих изделий импортного производства и повышения конкурентоспособности отечественных производителей соответствующей продукции.

Общественное обсуждение проекта завершится 12.08.2024.

 

Где читаем?

Проект постановления Правительства РФ

  1. ФАС России разъяснила нюансы рассмотрения жалоб на действия заказчика при проведении закупок по Закону № 223-ФЗ

Отражение в решении по итогам рассмотрения жалобы нарушений в части установления в документации о закупке условий, приведших к неправомерному отклонению или неправомерной оценке заявки заявителя, не считается превышением полномочий антимонопольного органа в части рассмотрения жалобы в пределах заявленного довода.

Ведомство также разъясняет:

1) если в ходе рассмотрения жалобы установлены иные нарушения в актах
и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учётом всех выявленных нарушений;

2) при оценке правомерности и объективности действий заказчика по отклонению заявки участника закупки либо необоснованному присвоению баллов участнику
при проведении процедуры оценки необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации и действиями заказчика;

3) в случае выявления нарушений в положениях документации, которые привели
к необоснованному отклонению (ненадлежащей оценке) заявки участника закупки, такие материалы целесообразно передавать должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности на основании частей 7, 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

Где читаем?

Письмо ФАС России от 24.05.2024 № МШ/44714/24

 

  1. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том,
    что приостановка подрядчиком работ, которая не могла повлечь гибель объекта, но из-за которой могло возникнуть повреждение объекта в виде коррозии металлоконструкций, не является достаточным основанием
    для безотлагательного выполнения дополнительных работ, в силу чего, заказчик не обязан оплачивать данные работы.

 

Где читаем?

Определение Верховного суда РФ от 08 августа 2024 года №301-ЭС24-12367 
по делу №А38-6308/2021,
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2023 года по делу №А38-6308/2021

 

  1. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если при выполнении работ по госконтракту на ремонт автомобильной дороги подрядчик без надлежащего согласования с заказчиком произвел дополнительные работы (непредусмотренные контрактом) по устройству дополнительного слоя асфальтобетонной смеси, то такие работы могут быть оплачены заказчиком только при установлении экспертом в ходе экспертизы их связи
    с необходимостью завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности результата работ по контракту.

 

Где читаем?

Определение Верховного суда РФ от 06 августа 2024 года №310-ЭС24-13927
по делу №А35-11046/2021
, Решение АС Курской области от 20 декабря 2023 года
по делу №А35-11046/2021

Источник Ссылка

Новости