
25.09.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
16.09.2024 – 20.09.2024
Содержание:
17.09.2024 в Государственную думу внесен законопроект № 719907-8
«О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Законопроект).
Реализация предлагаемых Законопроектом изменений позволит повысить экономическую эффективность проводимых закупок и создать равные условия для участников, являющихся плательщиками НДС, и участников, находящихся
на упрощенной системе налогообложения, не являющихся плательщиками НДС.
В противном случае, при использовании методики сопоставления цен,
не приведенных к единому базису, участники, не являющиеся плательщиками НДС, находятся в преимущественном положении при участии в закупке, поскольку заведомо имеют «резерв» для занижения цены своего предложения на сумму НДС, учтенного в цене эквивалентного предложения участника, обязанного исчислять
и уплачивать НДС. Так, при использовании подобной методики оценки участники,
не являющиеся плательщиками НДС, будут ранжироваться на более высокое место за счет более низкой предлагаемой цены по сравнению с эквивалентным,
но с большей ценой (на величину соответствующего размера НДС), предложением участника, обязанного исчислять и уплачивать НДС. Согласно части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика является положение о закупке.
Вместе с тем отсутствие в Законе № 223-ФЗ положений о праве заказчика при закупке установить порядок оценки заявок по ценовому критерию без учета сумм НДС, подлежащего уплате при реализации товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, порождает неоднозначную правоприменительную практику относительно правомерности установления указанного порядка оценки заявок
по ценовому критерию в положении о закупке и применению этого порядка
при осуществлении конкретной закупке.
Экономический эффект применения предусматриваемого Законопроектом единого базиса сравнения ценовых предложений заключается в реализации заказчиком, использующим общую систему налогообложения, права на получение налогового вычета.
По оценке экспертов, недополученный налоговый вычет осуществляющих закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ заказчиков может оцениваться до 280 млрд. рублей в год.
При этом сравнение ценовых предложений участников закупок в едином базисе цен (без НДС) является распространенной практикой при осуществлении закупок,
на которые не распространяется действие Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обеспечивающей наиболее равноправное и справедливое сравнение заявок, а также эффективность осуществляемых закупок.
Между тем, как показывает практика и статистические данные, даже в условиях применения заказчиками единого базиса сравнения ценовых предложений (без НДС) объем закупок (в том числе госкомпаний) у субъектов МСП показывает существенный рост.
Таким образом, сравнение ценовых предложений в едином базисе цен
не создает необоснованных преимуществ для плательщиков, применяющих разные системы налогообложения, а установление непосредственно в Законе № 223-ФЗ соответствующего права заказчика устанавливать порядок оценки заявок
по ценовому критерию без учета сумм НДС однозначно урегулирует правоприменительную практику и закрепит возможность для заказчика
в соответствии с целями Закона № 223-ФЗ обеспечить своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества
и надежности, а также эффективное использование денежных средств и развитие добросовестной конкуренции.
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/719907-8)
2.1. Протокол Общественного Совета при ФАС России
от 22 августа 2024 г. № 38
На заседании Общественного Совета при ФАС России, при рассмотрении вопроса «Об ограничении конкуренции, связанном с нерегулируемыми тарифами на услуги электронных площадок для проведения закупок» было принято решение направить Обращение о необходимости закрепить на законодательном уровне запрет
за взимании платы операторами электронных площадок за участие в закупочных процедурах, проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, установив взимание планы только с победителя закупки (по аналогии Постановления Правительства
от 10 мая 2018 г. № 564), а также установить единый тариф.
(Источник: os.fas.gov.ru/node/985)
3.1. Постановление 17 ААС от 05.09.2024 по делу № А60-3437/2024
Оценка деловой репутации - задача для заказчиков по Закону № 223-ФЗ, об одном из подходов к ее решению рассказано в этом материале. Здесь же рассмотрим другой пример, интересный, главным образом, периодом оценки деловой репутации.
Участник закупки обжаловал в ФАС России показатель оценки заявок «Отсутствие судебных споров относительно ненадлежащего оказания услуг, исполнительных производств, возбужденных в отношении участника закупок, отсутствие фактов совершения административных правонарушений, связанных
с осуществлением деятельности без специального разрешения (лицензии),
с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в т.ч. грубых нарушений, с нарушением требований Закона РФ
от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности
в Российской Федерации» или Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ
«Об оружии» за 10 лет до даты опубликования закупки.
По мнению участника закупки, заказчиком не учтено, что статьей 4.6. Кодекса
об административных правонарушениях Российской Федерации установлен годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, то есть со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Антимонопольный орган посчитал жалобу обоснованной, отметив, что на момент проведения оценки заявок участников закупки судебный процесс по вопросу правомерности применения в отношении участников закупки штрафных санкций либо наличия фактов неисполнения может быть не окончен. Заказчик обжаловал решение ФАС России в суде.
Позиция суда: Суды двух инстанций, отменяя решение антимонопольного органа, отметили следующее:
Источник Ссылка