ПРАВОВОЙ ОБЗОР 23.09.2024 – 27.09.2024 (ЗИТ)


image

02.10.2024

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

23.09.2024 – 27.09.2024

Содержание:

  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  1. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
  1. III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.  Законопроект № 677502-8 о внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (в части уточнения срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка)

Госдумой РФ 24.09.2024 в первом чтении принят законопроект о внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - законопроект). Данный законопроект разработан во исполнение пункта 5 (7) плана мероприятий («дорожной карты») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Реинжиниринг правил промышленного строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. № 2692-р.

Согласно пояснительной записке, земля является ограниченным ресурсом и неиспользование субъектом предоставленного ему земельного участка в течение длительного периода замедляет процесс передачи земель более эффективному землепользователю, создает риски снижения темпов развития территории, уменьшает ее инвестиционную привлекательность, может оказаться причиной коррупционных проявлений.

Действующий в настоящее время порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусматривает отдельные процедуры, сроки по которым являются избыточными. Так, например, срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка существенно влияет на сроки начала освоения земельных участков, в том числе для целей строительства.

Законопроектом предусматривается сокращение сроков действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с двух лет до одного года, за исключением случая, когда решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка содержит указание на необходимость изменения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и его перевода из одной категории земель в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка.

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/677502-8)

1.2.  Законопроект № 498499-8 о внесении изменений в ч. 2 ст. 574 ГК РФ, о нотариальном удостоверения договора дарения недвижимого имущества

18 сентября Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий обязательное нотариальное удостоверение договоров дарения недвижимости. Такую меру законодатель предлагает распространить на случаи, когда сделка заключается между людьми, не являющимися близкими родственниками.

Законопроект направлен на пресечение мошеннических схем с недвижимостью, где так называемые дарственные уже многие годы являются одним из самых излюбленных инструментов по незаконному отъему жилья. Практика показывает, что часть людей не осознает, что дарение является безусловной сделкой и все устные договоренности остаются на совести сторон. В итоге используется распространенная схема, когда «добрые» соседи обещают пожилой хозяйке квартиры заботу и уход взамен на ее жилье, но сразу после получения недвижимости выгоняют ее на улицу.

Распространены и случаи подлога, когда вместо договора купли-продажи недвижимого имущества на подпись подкладывается договор дарения. Что важно - все эти сделки непременно заключаются в простой письменной форме, которая повсеместно является лазейкой для мошенников.

В случае нотариального удостоверения сделки риски ввести собственника в заблуждение и незаконно отобрать его жилье сводятся к нулю. Нотариус обязательно разъясняет сторонам суть и последствия подписания каждого документа, уточняет реальную волю сторон, исключает риски давления, воздействия алкоголя или психотропных препаратов. Что важно — каждый нотариус несет полную имущественную ответственность за удостоверенную им сделку.

При подозрении на аферу нотариус отказывает в совершении нотариального действия, и такие истории в нотариальной практике неоднократно случались. Однако сейчас у мошенников в таких случаях почти всегда остается «план Б» — визит в МФЦ, где можно спокойно оформить дарственную без расспросов и проверок. В случае введения обязательной нотариальной формы такой вариант будет исключен.

При этом в отзыве Правительства РФ, а также в заключении Общественной палаты РФ отмечается необходимость распространения требования об обязательной нотариальной форме, в том числе для сделок дарения имущества между родственниками. Близкое родство между дарителем и одаряемым само по себе не исключает нарушения имущественных интересов изначального собственника недвижимости. Напротив, особое доверие к супругу или родственнику делает дарителя в таких ситуациях еще более уязвимым, менее бдительным и осторожным.

( https://sozd.duma.gov.ru/bill/498499-8)

1.3. Федеральный закон от 22.07.2024 № 207-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Изменения предусматривают возможность внесудебного обжалования решений о приостановке госрегистрации недвижимости без одновременного кадастрового учета. Возможность обратиться в суд сохранится.

Обжаловать решение во внесудебном порядке можно будет:

Список комиссий размещен на сайте Росреестра. На подачу жалобы отведут 15 рабочих дней с даты приостановки. Способы обращения:

Заседания будут очными либо дистанционными.

Комиссия примет решение не позже 15 рабочих дней со дня поступления заявления. Если его удовлетворят, решение станет основанием для отмены приостановки и для повторного рассмотрения просьбы зарегистрировать права на недвижимость.

Начнут действовать и другие изменения.

Сейчас во внесудебном порядке можно оспорить в ряде случаев приостановку кадастрового учета:

Для обжалования приостановки госрегистрации прав без одновременного кадастрового учета пока действует только судебный порядок.

  1. II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Разработан проект Приказа Росреестра «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации»

С 1 января 2025 года хотят изменить тарифы за предоставление сведений из ЕГРН, в т.ч. посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН (п. п. 1 и 5 проекта).

Юрлицам придется заплатить, в частности, за электронную выписку об объекте недвижимости 1400 руб. вместо 700 руб., о переходе прав на объект – 1160 руб., а не 580 руб. В 2 раза увеличат плату и за аналогичные бумажные выписки (приложение № 1 к проекту).

Значительно вырастут тарифы и за создание с помощью ФГИС ЕГРН электронного документа со сведениями из реестра. Если компания, например, планирует получить за год до 1000 выписок, то заплатит 232 тыс. руб. вместо 3650 руб., а если не больше 10 тыс. документов – 1 740 000 руб. (приложение № 2 к проекту). Сейчас в последнем случае платят 18 240 руб.

(Источник:https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150971)

  1. III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Кассационное определение ВС РФ № 78 КАД23-16-КЗ

Судебная коллегия ВС РФ по административным делам не согласилась с доводами предыдущих инстанций.

Истец, являясь собственником земельного участка по договору дарения, категории «земли населенных пунктов», ВРИ: ЛПХ, обратилась в Администрацию с уведомлением о планируемом строительстве объекта ИЖС.   

Администрация уведомила Истца о принятом отказе в размещении объекта ИЖС на указанном ЗУ, поскольку участок частично расположен в зоне с особыми условиями использования территорий – в зоне подтопления в отношении территории, прилегающей к зоне затопления, повышение уровня грунтовых вод которой обусловливается подпором вод уровня высоких вод реки.

Истец обратилась в суд с требованием признать незаконным данное уведомление и обязанностью повторно рассмотреть её заявление о планируемом строительстве ИЖС.

Решением суда первой инстанции, оставленными без изменения апелляционным и кассационным определениями, в удовлетворении исковых требований отказано.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, судами было установлено, что согласно выписке ЕГРН, ЗУ расположен в водоохранной зоне, место размещения планируемого объекта ИЖС будет располагаться в зоне подтопления.

Верховный Суд РФ установил, что судами первой, апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела допущены нарушения.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.

Из системного анализа приведенных норм права, изложенных в статье 671 Водного кодекса Российской Федерации, не следует, что защитные сооружения на момент уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства уже должны быть возведены.

Таким образом, нахождение земельного участка истца в зоне подтопления не исключает возможности жилищного строительства, однако возлагает обязанность организовать превентивные защитные мероприятия на данном земельном участке.

В связи с чем Верховный Суд РФ отменил принятые ранее судебные акты и принял по делу новое решение, которым обязал Администрацию повторно рассмотреть уведомление Истца.

Источник Ссылка

Новости