
25.02.2025
Государственные и муниципальные закупки
(блок Федерального закона № 44-ФЗ)
В настоящее время территориальные органы ФАС России передают
в центральный аппарат ФАС России жалобы и обращения по закупкам с начальной (максимальной) ценой контракта от 700 млн рублей (приказ ФАС России
от 13.10.2015 № 955/15). Проектом приказа ФАС России предлагается снизить порог указанных закупок с 700 млн до 500 млн рублей.
Ранее этот порог был снижен ФАС России — с 1 млрд до 700 млн рублей.
Где читаем?
При формировании проекта контракта в ЕИС цены отдельных позиций товаров, работ, услуг, сформированные в «структурированном виде», рассчитываются автоматически путем пропорционального снижения цены каждой такой позиции, указанной в извещении об осуществлении закупки, с учетом коэффициента снижения НМЦК.
Минфин РФ указал, что если в размещенном в составе извещения проекте контракта предусмотрена смета на выполнение работ, то итоговая стоимость каждой позиции в такой смете пересчитывается заказчиком пропорционально коэффициенту снижения НМЦК от цены соответствующей позиции.
Где читаем?
письмо Минфина РФ от 17.01.2025 № 24-06-09/3131
Если предусмотренные контрактом обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнены в полном объеме, направлять заявление заказчику
на возврат денежных средств, перечисленных в обеспечение исполнения контракта, поставщику (подрядчику, исполнителю) не требуется.
Необходимость направления заявления предусмотрена исключительно
для случаев частичного возврата денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с положениями статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Где читаем?
письмо Минфина РФ от 17.01.2025 № 24-06-09/3028
Указание участником в заявке сведений, позволяющих отразить наличие
или отсутствие у товара товарного знака (указание регистрационного номера свидетельства, заполнение соответствующей графы посредством указания слов «отсутствует», «нет», иных способов) не противоречит Закону № 44-ФЗ и не является основанием для отклонения заявки участника. При этом комиссии необходимо принимать зависящие от нее разумные и законные меры по установлению наличия или отсутствия товарного знака у товара, предлагаемого к поставке, а также достоверности и актуальности представляемых сведений на основании информации, представленной в составе заявки.
Товарный знак является существенным условием контракта. При этом замена указанного в контракте товарного знака на другой возможна в случае, установленном частью 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Где читаем?
письмо ФАС России от 31.01.2025 № ГР/7996/25
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации
от 23.12.2024 № 1875 (постановление № 1875), подтверждением страны происхождения товара служит номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, установленного статьей 17.1 Федерального закона
от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
При этом постановление № 1875 не предусматривает возможности использовать записи из реестра радиоэлектронной продукции (РЭП) для целей реализации механизмов изъятий из национального режима при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для закупок отдельными видами юридических лиц.
В настоящее время Минпромторгом РФ разработан проект постановления Правительства РФ, который предусматривает внедрение балльной системы оценки уровня локализации телекоммуникационного оборудования (ТКО), а также перенос информации о ТКО из реестра РЭП в реестр промышленной продукции. После принятия данного проекта новая продукция будет вноситься в реестр промышленной продукции, а сведения из реестра РЭП будут туда перенесены.
Это позволит производителям телекоммуникационного оборудования воспользоваться преференциями, установленными для отечественных производителей в рамках постановления № 1875.
Ожидается, что проект постановления будет принят в марте 2025 года.
Где читаем?
письмо Минпромторга РФ от 04.02.2025 № ШВ-11731/11
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 установлено,
что деятельность на территории иных субъектов РФ допускается при наличии уведомления лицензирующих органов этих субъектов.
Согласно статье 11.2 Закона Российской Федерации от 01.03.1992 № 2487-1
«О частной детективной и охранной деятельности» (Закон РФ № 2487-1), лицензия на частную охранную деятельность действует на всей территории Российской Федерации.
Указание в лицензии или выписке из реестра лицензий места осуществления деятельности как «Российская Федерация» является надлежащим подтверждением соответствия заявки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Указание конкретного адреса места деятельности законодательством
не предусмотрено.
Внесение изменений в реестр лицензий в связи с осуществлением деятельности
в другом субъекте Российской Федерации Законом РФ № 2487-1 не требуется.
При этом уведомление территориальных органов лицензирующих органов осуществляется после заключения государственного (муниципального) контракта
в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации
от 23.06.2011 № 498.
Таким образом, для участия в закупках наличие уведомления и внесение изменений в реестр лицензий не требуется.
Где читаем?
письмо ФАС России от 18.02.2025 № ГР/13587/25
Согласно письму:
государственный, муниципальный контракт не может быть заключён в устной форме, в том числе в предусмотренных частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ случаях закупок у единственного поставщика;
чеки и документы, являющиеся в соответствии со статьей 493 ГК РФ формой договора розничной купли-продажи, являются в понимании части 15 статьи 34
Закона № 44-ФЗ контрактом, заключённым в простой письменной форме. На такие чеки и документы распространяются нормы Закона № 44-ФЗ и Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60;
законодательство о контрольно-кассовой технике не предусматривает ИКЗ
в качестве обязательного реквизита кассового чека, но данный код заказчик должен указать на чеке самостоятельно (часть 1 статьи 23 Закона № 44-ФЗ);
приложенный к авансовому отчёту документ, подтверждающий произведённые подотчётным лицом расходы на закупку товаров, работ, услуг, связанные
с осуществлением деятельности заказчика, является в понимании части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контрактом, заключённым в простой письменной форме.
Где читаем?
письмо Минфина РФ от 18.02.2025 № 24-01-10/15030
Письмом ФАС России от 10.07.2024 № МШ/60841/24 разъяснялось,
что преференция предоставляется только общероссийским общественным организациям инвалидов, региональные же структуры таких организаций не могут пользоваться преференцией.
Согласно решению ВС РФ:
общероссийское общественное объединение обладает специальной правосубъектностью, что даёт ему преференции по статье 29 Закона № 44-ФЗ,
и может признаваться таковым только при наличии необходимого количества региональных отделений;
региональное отделение общественной организации, будучи частью многоуровневой структуры общероссийского общественного объединения
и действуя на территории одного субъекта РФ, не может считаться самостоятельной региональной общественной организацией;
письмо ФАС России от 10.07.2024 № МШ/60841/24 подлежит признанию недействующим, поскольку содержит некорректное толкование положений Закона
об общественных объединениях и статье 29 Закона № 44-ФЗ.
Где читаем?
решение ВС РФ от 16.01.2025 № АКПИ24-965
Частью 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта (за исключением случаев применения национального режима)
по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
При этом критерии определения улучшенных характеристик (потребительских свойств) Законом № 44-ФЗ не установлены, в связи с чем заказчик самостоятельно определяет такие критерии и условия их определения с учетом своей потребности.
В этой связи, поскольку согласие на замену товара более улучшенного качества является правом, а не обязанностью заказчика, принуждение его к принятию такого товара является неправомерным.
Где читаем?
определение Верховного Суда РФ от 29.01.2025 № 310-ЭС24-23685, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.10.2024 по делу
№ А14-21345/2023
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1 статьи 706 ГК РФ предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную
в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает
в роли генерального подрядчика.
В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком – ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Результат работ субподрядчика должен соответствовать условиям договора, заключенного между генеральным подрядчиком и субподрядчиком,
а не государственному или муниципальному контракту, тогда как генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком за выполнение работ независимо от привлечения им субподрядчиков.
Таким образом лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства, не может являться лицом, имеющим опыт строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств.
Где читаем?
определение Верховного Суда РФ от 20.02.2025 № 302-ЭС24-20018
Земельно-имущественные торги
Законопроектом предусматривается:
возможность внесения в ЕГРН сведений, содержащихся в соглашении собственников общего долевого имущества об установлении, изменении, прекращения порядка владения и пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности. Записи о соглашении будут сохраняться и в случае перехода доли в праве собственности на недвижимое имущество к другому лицу;
осуществление государственной регистрации договоров безвозмездного пользования, заключенных в отношении различных видов объектов недвижимости (по аналогии с государственной регистрацией договора аренды недвижимого имущества);
право пользования отказополучателем недвижимым имуществом, которому такое право предоставлено по завещательному отказу, подлежит государственной регистрации в качестве обременения недвижимого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Где читаем?
Прокуратура и суды настаивали на незаконности прав владения в зоне заповедника, Конституционный Суд РФ в постановлении от 28.01.2025 № 3-П пришел к следующим выводам:
особо охраняемые природные территории имеют особое значение
для государства и общества, при рассмотрении исков о признании прав на земельный участок отсутствующими, суды должны учитывать поведение ответчика, действия государственных органов и другие обстоятельства;
суды должны рассматривать дела с учетом норм о добросовестности владения и сроках исковой давности, что необходимо установить в каждом конкретном случае. Если участок был предоставлен в период земельной реформы неуполномоченным органом или с нарушением правил, гражданин мог не осознавать недобросовестность этих действий.
Где читаем?
постановление Конституционного суда РФ от 28.01.20 № 3-П
Источник Ссылка