Метро как музей: символы Великой Отечественной войны на станциях московского подземелья


image

11.05.2025

Музей под землей: символы Великой Отечественной войны в московском метро

В московском метрополитене можно найти множество символов, посвященных Великой Отечественной войне. Скульптуры фронтовиков, партизан и рабочих заводов, храмы воинской славы, мозаики, созданные в блокадном Ленинграде, а также путевые стены в цветах георгиевской ленты и панно в честь битвы за Москву — все это делает столичный метрополитен настоящим музеем под землей. В этом году страна отмечает важную дату — 80-летие Победы, и мы вместе с Ириной Карпачевой, начальником отдела «История Москвы» Музея Москвы, рассмотрим символы войны на станциях метро.

Строительство метро в Москве продолжалось даже в годы Великой Отечественной войны. Работы приостановили только в первые месяцы, но возобновили сразу же после того, как немецкие войска были отброшены от столицы. 1 января 1943 года, в разгар Сталинградской битвы, открылась станция «Завод имени Сталина» (ныне — «Автозаводская»). Оформление станции отдает дань уважения людям, которые боролись на передовой и работали для оборонных нужд. Главной темой оформления стали два основных фронта — боевой и трудовой. На настенных мозаиках изображены сцены сбора урожая, погрузки боеприпасов и рейс военного корабля.

В ноябре 1943 года на Замоскворецком радиусе открыли еще две станции — «Павелецкую» и «Новокузнецкую». Их проектировали до войны, но элементы, отсылающие к подвигам и защите Родины, были добавлены позже. На платформе «Новокузнецкой» находится скульптурный фриз с фигурами пехотинцев, летчиков, танкистов и артиллеристов. Над «передовой» на потолке кипит жизнь в тылу: трудятся строители и сталевары, а на солнечной мозаике садоводы срывают спелые плоды.

Станции, открытые в годы войны, стали памятниками, символизирующими те события. В то время, когда в стране шли ожесточенные бои, в Москве продолжалось строительство метро. Это вселяло уверенность в завтрашнем дне и показывало, что столица живет и строится, а значит, страна жива. Мозаики на «Автозаводской» и «Новокузнецкой» выполнил художник Владимир Фролов, который во время войны отказался покидать родной Ленинград. Он работал в неотапливаемой мастерской при регулярных бомбежках, и значительная часть его работ была отправлена в Москву по Дороге жизни через Ладожское озеро. К сожалению, увидеть свои творения в метро ему не довелось — Владимир Фролов скончался от голода и был похоронен в братской могиле.

В 1944 году недавно открытый Арбатско-Покровский радиус был продлен от станции «Курская» до «Измайловского парка культуры и отдыха имени Сталина» (ныне — «Партизанская»). Эта линия также стала важным символом военной эпохи, сохранив память о героизме и мужестве советского народа.

Источник Ссылка

Новости