ПРАВОВОЙ ОБЗОР 19.05.2025 – 23.05.2025


image

26.05.2025

Государственные и муниципальные закупки

(блок Федерального закона № 44-ФЗ)

 

  1. Установлены дополнительные случаи, при которых закупки
    не включаются в расчет совокупного годового объема закупок при определении закупок у СМСП и СОНО

В частности, закупки:

товаров, работ и услуг для осуществления космической деятельности;

наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

лекарственных препаратов заказчиком, годовой объем закупок лекарственных препаратов которого составляет 20 млн. рублей и более;

медицинских изделий заказчиком, годовой объем закупок таких изделий которого составляет 20 млн. рублей и более.

Аналогичные изменения внесены в правила и форму подготовки отчета
об объеме закупок у СМСП и СОНО в соответствии с Законом № 44-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238.

Кроме того, исключены из расчета совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками в соответствии ‎с Законом № 223-ФЗ,
в том числе с СМСП, случаи осуществления закупок наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Постановление вступает в силу 31.05.2025.

Где читаем?

постановление Правительства РФ от 22.05.2025 № 708

 

  1. Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства РФ, предусматривающий новый порядок подтверждения локализации медицинских изделий и технических средств реабилитации

Проект постановления предусматривает внесение изменений в постановление Правительства РФ № 719 в части внедрения балльной системы оценки степени локализации, аналогичной той, что применяется в рамках национального режима (постановление Правительства РФ № 1875). Для включения продукции в реестр российской промышленной продукции производителям необходимо будет набрать установленное количество баллов по ряду критериев.

Перечень продукции, подпадающей под новые требования, включает:

калоприемники, мочеприемники, уроприемники;

экзопротезы молочной железы;

функциональные узлы протезов (включая микродвигатели и микрочипы);

одноразовые медицинские маски;

тест-полоски;

корневые иглы;

зуботехнический воск;

стерильные полимерные контейнеры для взятия, хранения и транспортировки крови и её компонентов.

Отдельный порядок предусмотрен для функциональных узлов протезов — балльная система будет применяться к ним с отложенным сроком, что позволит малым производителям адаптироваться и избежать необходимости повторной подачи документов.

Проект направлен на унификацию требований к подтверждению локализации
и поддержку отечественных производителей.

Проект постановления вступит в силу 01.01.2026.

Где читаем?

проект постановления Правительства РФ

 

  1. Минфин России разъяснил особенности применения постановления Правительства РФ № 1875 при осуществлении закупок медицинских изделий

Подпунктом «д» пункта 4 постановления Правительства РФ № 1875 установлено, что позиции приложений № 1 и № 2 к постановлению Правительства РФ 1875 применяются, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименования которых указаны в графе «Наименование товара, работы, услуги»
и которые включены в код, указанный в графе «Код товара, работы, услуги
по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», или если в объект закупки включен товар, наименование которого указано в графе «Наименование товара» и который включен в код, указанный в графе «Код товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)».

При этом если в объект закупки включено медицинское изделие, соответствующая позиция применяется, если закупаемое медицинское изделие также относится к указанному в графе «Наименование товара, работы, услуги» или графе «Наименование товара» коду вида медицинского изделия в соответствии
с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Минздравом России.

В силу подпункта «п» пункта 4 постановления Правительства РФ № 1875 предусмотренное пунктом 1 данного постановления ограничение закупок товаров, указанных в позициях 362 - 432 приложения № 2 постановления Правительства РФ № 1875, применяется при осуществлении закупок товаров, являющихся медицинскими изделиями.

Учитывая изложенное, при осуществлении закупок медицинских изделий предусмотренное пунктом 1 постановления Правительства РФ № 1875 ограничение применяется в случаях, установленных подпунктами «д» и «п» пункта 4 постановления Правительства РФ № 1875.

Где читаем?

письмо Минфина России от 07.05.2025 № 24-06-09/45683

 

  1. ФАС России разъяснила, что договоры, заключенные в рамках постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, не могут использоваться участниками закупок для подтверждения опыта при установлении дополнительных требований, предусмотренных позициями 10, 15 (работы
    по капитальному ремонту объектов капитального строительства
    (за исключением линейного объекта), работы по текущему ремонту зданий, сооружений) приложения к постановлению Правительства РФ № 2571

Постановлением Правительства РФ № 615 установлен специальный порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций региональным оператором в части обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а именно путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Законом № 44-ФЗ, в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При этом договор, заключенный и исполненный в рамках постановления Правительства РФ № 615,
не является контрактом (договором), заключенным и исполненным в рамках Закона № 44-ФЗ или Закона № 223-ФЗ, и не может подтверждать соответствие участника дополнительным требованиям, предусмотренным позициями 10 и 15 приложения
к постановлению Правительства РФ № 2571.                                                                     

Где читаем?

письмо ФАС России от 16.05.2025 № ГР/45776/25

 

  1. Минфин России разъяснил, как в заявке участника отразить информацию о соответствии товара требованиям национального режима

Заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, должна содержать информацию и документы, определённые в соответствии
с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона № 44-ФЗ. При отсутствии таких информации
и документов заявка приравнивается к предложению товара (работы, услуги) иностранного происхождения.

Подтверждением происхождения товаров, указанных в приложении № 1, 2, 3, является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции. В ней содержатся сведения о совокупном количестве баллов. Такое количество
в отношении предлагаемого товара должно быть равно или превышать значение, указанное в постановлении Правительства РФ № 719 для целей осуществления закупок.

Где читаем?

письмо Минфина России от 21.05.2025 № 24-06-09/49988

 

  1. Верховный Суд Российской Федерации: общества, созданные региональными отделениями инвалидов, имеют преимущества в госзакупках

Контролеры решили, что общество – победитель закупки представило недостоверные сведения, когда продекларировало свою принадлежность
к организациям инвалидов. Общество учредила не общероссийская общественная организация инвалидов, а региональная. У него не было права на преимущества.

ВС РФ поддержал первую и апелляционную инстанции, которые сочли,
что победитель имел право на их получение:

региональное отделение входит в структуру общероссийской общественной организации. Оно действует на основании устава последней и подчиняется решениям ее высших органов, а также имеет право на преимущества в закупках;

кроме региональных отделений в структуру входят также хозобщества, которые созданы для трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Одно из таких обществ – победитель закупки. Его учредило региональное отделение с долей участия в уставном капитале общества в размере 100%;

по штатному расписанию и справкам об инвалидности в обществе работают 7 человек, 6 из них – лица с ограниченными возможностями. Общество наряду
с региональным отделением имеет право на преимущества. Оно отвечает критериям, которые дают право на их получение;

предоставление преимуществ только головным организациям общероссийских общественных организаций инвалидов ограничивает сферу применения нормы Закона № 44-ФЗ, которая регулирует их предоставление.

 

Где читаем?

определение ВС РФ от 16.05.2025 № 305-ЭС25-2383

 

  1. Суд признал закупку недействительной: подрядчик обязан вернуть 25 миллионов рублей

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа подтвердил решение
о ничтожности контракта, заключенного автономным учреждением без соблюдения требований законодательства о контрактной системе. Несмотря на полную поставку продукции, предприниматель должен вернуть полученные средства
как неосновательное обогащение.

Основанием для спора стал договор на поставку государственной символики, заключённый без проведения обязательных конкурентных процедур. Учреждение, действуя в рамках национального проекта «Образование», направило средства субсидии на закупку флагштоков и гербов напрямую у индивидуального предпринимателя, сославшись на возможность заключения договора с единственным поставщиком.

Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу,
что в данной ситуации следовало применять нормы Закона № 44-ФЗ, поскольку средства направлялись на реализацию государственного проекта, а не на нужды самого учреждения. Контракт был признан ничтожным.

При этом кассационная инстанция скорректировала последствия: суд указал, что товар передан в школы и возврат в натуре невозможен. Таким образом,
из решения исключено требование о возврате поставленной продукции, однако обязанность вернуть денежные средства осталась в силе.

Решение подчеркивает важность корректного выбора правового режима закупок: при ошибке заказчика ответственность может быть возложена
на поставщика. Даже при полном исполнении контракта подрядчик рискует
не получить оплату и понести финансовые потери.

Где читаем?

постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2025 № Ф02-845/2025 по делу № А58-3155/2024

 

Закупки отдельными видами юридических лиц
(блок Федерального закона № 223-ФЗ)

 

  1. В Госдуму РФ внесен законопроект, которым устанавливается административная ответственность за нарушение заказчиком срока оплаты
    по договору независимо от того, является ли поставщик СМСП

Законопроектом предусматривается уточнение ответственности заказчиков
за несвоевременную оплату по договорам, заключенным в соответствии с Законом
№ 223-ФЗ. В действующей редакции норма касается только договоров с СМСП.

Авторы инициативы указывают на случаи задержек платежей в адрес других категорий поставщиков, не относящихся к СМСП, и подчеркивают необходимость усиления правовой защиты всех участников закупок.

Согласно пояснительной записке, мониторинг ЕИС выявил частые случаи нарушения сроков оплаты. В связи с этим предлагается исключить упоминание СМСП из нормы. В случае принятия поправок административная ответственность будет установлена вне зависимости от правового статуса поставщика.

Где читаем?

законопроект № 921844-8

  1. Суды обязали индивидуального предпринимателя вернуть заказчику денежные средства по исполненным сделкам

Заместитель прокурора обратился в суд с исковыми требованиями
к государственному автономному учреждению (далее – ГАУ) и ИП о признании сделок недействительными, о применении последствий недействительности сделок
и об обязании возвратить в бюджет денежные средства по исполненным сделкам.

В период с января 2023 по ноябрь 2023 между ГАУ и ИП было заключено множество договоров на оказание услуг по поставке продукта.

Прокуратура посчитала неправомерным деление единой сделки для обхода конкурентных процедур и обратилась в суд для защиты интересов субъекта РФ.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано. Суд апелляционной инстанции отменил данное решение, кассация поддержала позицию апелляционной инстанции.

Основаниями для отмены решения суда первой инстанции послужило следующее:

1)      судом было установлено, что все договоры образуют одну сделку, которая была искусственно раздроблена и проведена без применения конкурсной процедуры у единственного поставщика;

2)      в ходе судебного заседания было установлено, что директор ГАУ и ИП являются родственниками, учредитель ГАУ не был уведомлен о конфликте интересов до вмешательства прокурора;

3)      запросы заказчика об уровне цен на продукцию сознательно направлялись организациям, которые не специализируются на поставку данной продукции, а условия таких запросов отличались от условий договора, заключенного между ГАУ и ИП;

4)      ГАУ являлось единственным покупателем данного продукта у ИП.

Где читаем?

постановление АС Поволжского округа от 12.05.2025 по делу № А57-8276/2024

 

Земельно-имущественные торги

 

  1. Минвостокразвития России разработан проект федерального закона
    о внесении изменений в статью 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации
    и в Федеральный закон «О территориях опережающего развития в Российской Федерации»

Законопроектом предлагается установить особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения при переводе земель или земельных участков, расположенных в границах территорий опережающего развития.

В настоящее время лицо, которое обратилось с заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, обязуется не позднее чем через 1 год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы
по лесовосстановлению или лесоразведению. Обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению возникает в отношении всей площади переведенных земель,
но без учета фактически вырубленных лесных насаждений.

Минвостокразвития России предлагает установление для резидентов территории опережающего развития обязанности по осуществлению лесовосстановления или лесоразведения на той площади, которая равна площади фактически вырубленных насаждений.

Где читаем?

проект федерального закона

 

  1. Верховный суд Российской Федерации признал отказ уполномоченного органа в продлении договора аренды незаконным

Между истцом и уполномоченным органом был заключен договор аренды земельного участка на три года без проведения торгов для ИЖС (2013-2016 гг.)

В 2022 истец обратился к уполномоченному органу с заявлением о продлении срока договора аренды земельного участка, но получил отказ по основаниям истечения срока аренды и отсутствием оснований для продления договора, так как на земельном участке отсутствовал объект недвижимого имущества, зарегистрированный в ЕГРН, в том числе объект незавершенного строительства.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, апелляционная и кассационная инстанции согласились с такой позицией.

ВС РФ отменил судебные акты и признал незаконным решение уполномоченного органа. Отмечено, что если право собственности на объект незавершенного строительства еще не зарегистрировано, это не повод для отказа
в заключении нового договора аренды, если соблюдены следующие условия:

1)      изначально земельный участок передали в аренду до 1 марта 2015 года;

2)      аренда для окончания строительства оформляется без торгов 1 раз на 3 года;

3)      ранее истцу не предоставлялся земельный участок для завершения строительства объекта незавершенного строительства.

Где читаем?

Кассационное определение ВС РФ от 02.04.2025 № 25-КАД25-2-К4

Источник Ссылка

Новости