10.06.2025
Государственные и муниципальные закупки
(блок Федерального закона № 44-ФЗ)
Изменения внесены в статьи 31 и 43 Закона № 44-ФЗ. В частности:
отстранение участника закупки от участия в определении поставщика в любой момент до подведения итогов;
отказ заказчика от заключения контракта с участником закупки после подведения итогов и до заключения контракта;
отказ заказчика от заключения контракта осуществляется в случае,
если в заявке на участие в закупке содержится недостоверная информация
и (или) документы.
Также законом установлено, что ответственность за недостоверность информации и (или) документов в заявке на участие в закупке, а также за действия, совершенные на основании таких сведений, несет участник закупки.
Изменения вступят в силу 01.01.2026.
Где читаем?
Федеральный закон от 07.06.2025 № 138-ФЗ
В рамках применения подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства РФ № 1875 заказчик учитывает как установленные примечаниями к приложению
к постановлению Правительства РФ № 719 показатели локализации, так и значения совокупного количества баллов, установленные в целях осуществления закупок
в рамках Законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.
Актуальность реестровых записей должна быть обеспечена как на этапе подачи заявки, так и в момент заключения и исполнения контракта (договора).
Где читаем?
письмо ФАС России от 03.06.2025 № 28/51603/25
письмо Минпромторга России от 15.05.2025 № 53728/12
По мнению ФАС России, в извещении не следует устанавливать требование
к участникам предоставлять информацию или документы, которые подтверждают совместимость расходников с техникой заказчика.
Это ограничивает число потенциальных участников закупки и противоречит Закону № 44-ФЗ.
Где читаем?
письмо ФАС России от 26.05.2025 № ГР/48883/25
Подрядчик уплатил неустойку, а позднее потребовал, чтобы заказчик вернул ее, так как было основание для списания: сумма не превышала 5% цены сделки. Однако тот отказал.
По мнению заказчика, Правила списания неустоек (утверждены постановлением Правительства РФ № 783) позволяют списать только начисленную, но не уплаченную неустойку. Апелляция и кассация не согласились с этим доводом:
в Правилах нет положений о том, что добровольная уплата неустойки мешает ее списать;
подрядчик полностью выполнил обязательства, неустойка не превышала 5% цены контракта. Значит, есть основания ее списать. Сделать это – обязанность заказчика, но он ее не исполнил;
лицо, которое нарушило контракт и добровольно перечислило неустойку, нельзя ставить в менее выгодное положение по сравнению с тем, кто отказался
ее уплатить.
Где читаем?
постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.05.2025 по делу
№ А81-9395/2024
Закупки отдельными видами юридических лиц
(блок Федерального закона № 223-ФЗ)
Где читаем?
определение Верховного суда РФ от 02.06.2025 № 308-ЭС25-3727 по делу
№ А63-8251/2024
Земельно-имущественные торги
К таким признакам относятся:
захламление 50% площади земельного участка предметами, не связанными
с его использованием, или загрязнение отходами при условии невыполнения работ
по освобождению участка в течение одного года и более со дня выявления указанных обстоятельств;
отсутствие на земельном участке сооружений, для строительства которых предназначен земельный участок, права на который зарегистрированы в соответствии с законом (за исключением случаев, когда права не подлежат государственной регистрации) – в течение 5 лет;
отсутствие на земельном участке, предназначенном для строительства ИЖС,
в течение семи и более лет индивидуального жилого дома, за исключением случаев невозможности завершения строительства не по вине владельца;
наличие на земельном участке здания или зданий, не являющихся самовольными постройками, с признаками разрушения крыши, стен, окон,
при условии того, что правообладатель не приступил к выполнению работ в течение одного года и более с момента их выявления, за исключением случаев признания строений аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Постановление вступает в силу 01.09.2025 и действует до 01.09.2031.
Где читаем?
постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 826
За предоставлением земельного участка семья из 5 человек обратилась в декабре 2022 года, с октября 2016 года семья была признана многодетной.
Заявительница в январе 2012 года продала земельный участок, на момент продажи у заявительницы был только один ребенок.
Администрация отказала многодетной семье в предоставлении земельного участка в связи с тем, что заявительницей было произведено отчуждение земельного участка, принадлежавшего ей на праве собственности после июня 2011 года,
с момента принятия регионального закона.
После получения отказа в предоставлении земельного участка заявительница обратилась в суд и обжаловала отказ Администрации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали отказ законным.
Верховный суд РФ не огласился с выводами нижестоящих судов и определил решение и определения нижестоящих судов отменить и принять новое решение.
Данное решение было принято на основании следующих факторов:
ограничительная норма регионального закона была введена после вступления
в силу акта, а именно в ноябре 2012 года;
статус многодетной семьи был получен в 2016 году;
на момент принятия решения о постановке на учет многодетной семьи,
как нуждающейся в предоставлении земельного участка, никто из членов не имел в собственности земельных участков и не отчуждал их.
заявительница могла использовать право на предоставление земельного участка только с 2016 года, договор купли-продажи земельного участка 2012 года не мог быть учтен органом местного самоуправления при принятии оспариваемого решения,
так как семья на тот момент не имела статуса многодетной.
Где читаем?
кассационное определение Верховного суда РФ от 14.05.2025 по делу
№ 4-КАД25-1-К1
Источник Ссылка