
25.08.2025
Государственные и муниципальные закупки
(блок Федерального закона № 44-ФЗ)
1. Опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2025 № 2227-р.
Распоряжением утверждается новый перечень источников информации, используемых для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных нужд (далее – перечень) на:
поставку технических средств реабилитации и оказание услуг, предоставляемых инвалиду;
поставку технических средств реабилитации и выполнение работ по изготовлению протезов, ортезов и оказание услуг по их ремонту лицам, получившим повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, распоряжение признает утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.09.2017 № 1995-р, которым утвержден текущий перечень.
Где читаем? Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 16.08.2025 № 2227-р.
2. Минпромторг России разработал критерии отнесения транспортных средств для коммунального хозяйства к товарам отечественного производства
Проект изменений в ППРФ № 719 предполагает дополнение
раздела III «Продукция отрасли специального машиностроения» требованиями
к средствам транспортным для коммунального хозяйства и содержания дорог
(код ОКПД 2 - 29.10.59.130).
Предусматривается необходимый перечень технологических операций для производства товара данного вида.
Дата окончания публичного обсуждения 18.09.2025.
Где читаем? Проект постановления (ID 159436)
3. Минстрой РФ разъяснил порядок изменения существенных условий строительных контрактов
Постановление № 1315 применяются исключительно к федеральным закупкам, однако регионам и муниципалитетам рекомендовано принимать аналогичные решения на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Если контракт заключён до 31.12.2022 и его цена составляет 100 млн руб. и более, при изменении условий необходима повторная государственная экспертиза проектной документации с проверкой достоверности сметной стоимости (по Методике № 841/пр и Положению № 145).
Постановление № 680 — самостоятельный нормативный акт. Заказчики могут применять его положения напрямую, без дополнительных решений региональных властей.
По подп. «ж» п. 1 Постановления № 680 допускается увеличение цены без изменения объёма работ, но не более чем на 30%
При этом в совокупности с другими случаями изменений, предусмотренными Постановлением № 680, рост цены может превышать 30%.
Контракты, заключённые после 31.12.2022, могут изменяться по подп. «ж» п. 1 Постановления № 680, но предел увеличения цены ограничен 30%.
Где читаем? письмо Минстроя России от 19.08.2025 № 48756-АГ/09
4. Недопустимость расторжения уже прекращённых контрактов и критерии включения подрядчика в РНП
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что действующее законодательство предусматривает возможность расторжения только в отношении действующего договора. Окончание договорных отношений в связи с истечением действия договора, которым они установлены, влечет невозможность применения к ним правил о расторжении договора в силу их фактического отсутствия.
Также суд пояснил, что если подрядчик не успевал выполнить работы в предусмотренный контрактом срок по вине заказчика, но подрядчик не воспользовался этим правом и продолжил исполнять контракт и в итоге не выполнил работы в срок, то он не вправе рассчитывать на не включение информации в РНП о нем.
Где читаем? Определение ВС РФ № 305-ЭС25-7468 по делу
№ А40-157126/2024
5. Подрядчика включили в РНП за срыв строительства школы.
Заказчик расторг контракт с подрядчиком из-за грубых нарушений при строительстве школы на 1100 мест. Однако ФАС отказалась вносить компанию в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), посчитав, что подрядчик «старался».
Суды трех инстанций встали на сторону заказчика и обязали ФАС внести подрядчика в РНП.
Суд поддержал заказчика потому что:
сорваны сроки – подрядчик не выполнил ключевые этапы работ, фактический отказ от работ + неотработанный аванс.
уголовное дело – возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
игнорирование претензий – подрядчик не ответил на требования продолжить работу.
Важно: Блокировка счета подрядчика не освобождает от обязанности исполнять контракт!
Где читаем? Постановление АС Московского округа от 16.07.2025
№ А40-145948/2024
Закупки отдельными видами юридических лиц
(блок Федерального закона № 223-ФЗ)
1. Опубликован проект приказа Минпромторга, который вносит изменения в Порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара, касающееся изменения порядка выдачи документов.
Изменения направлены на расширение перечня указываемой информации
в заявке на выдачу разрешений. Так теперь в заявке будут указываться: количество товара, планируемые сроки доставки, адрес доставки, информация
о лице, которое планирует проводить закупку (адрес и контактная информация).
Вместе с этим, в соответствии с данными изменениями, теперь разрешение может выдаваться и на часть товара, указанного в заявке.
Изменением подвергся и срок действия такого разрешения.
2. Верховный суд РФ поддержал позицию нижестоящих судов по вопросу наличия лицензии у участника закупки на выполнение работ при возможности привлечения соисполнителей.
Заказчик проводил закупку на оказание услуги по разработке санитарно-защитной зоны, где установил требования наличия лицензии на деятельность
в гидрометеорологии и смежных областях.
Изначально данная закупка оспаривалась в антимонопольном органе,
где жалобу признали обоснованной, так как наличие требования о лицензии влечет необоснованное ограничение конкуренции.
Суды при вынесении решений руководствовались следующим:
Где читаем? Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС25-5776 по делу А40-143982/2024
Земельно-имущественные торги
1. Верховный суд РФ не согласился с позициями судов трех инстанций
по вопросу о признании права собственность на административное здание.
ИП обратился в суд с исковым заявлением к Администрации о признании права собственности на административное здание.
Судом установлено, что в 2008 году на земельном участке был возведен объект незавершенного строительства, на которое было зарегистрировано право собственности. В 2013 году к ИП перешло право собственности на этот объект.
Администрацией и ИП, для завершения строительства объекта, в 2017 году был заключен договор аренды ЗУ со сроком действия до августа 2020 года.
В 2021 году ИП обратился к муниципальному органу с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее – Разрешение), но получил отказ, так как срок договора аренды ЗУ истек.
Верховный суд РФ не согласился с позициями нижестоящих судов
поскольку ИП были предоставлены доказательства обосновывающие причины, препятствовавшие ему вовремя приступить к строительству. Истечение срока договора аренды ЗУ на момент обращения за разрешением не свидетельствовали
об отсутствии правоустанавливающих документов на ЗУ и не могли быть основанием для отказа.
Где читаем? Определение Верховного суда РФ № 309-ЭС25-1917 по делу № А50-4878/2022
Источник Ссылка