ПРАВОВОЙ ОБЗОР 15.09.2025 – 19.09.2025


image

22.09.2025

Государственные и муниципальные закупки

(блок Федерального закона № 44-ФЗ)

 

 

1. Внесены изменения в ППРФ от 17.07.2015 № 719.

Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18.09.2025 № 1431 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719» скорректирован перечень промышленной продукции и её бальная система оценки в разделе
«XXIII. Продукция отрасли металлургии и материалов».

Постановление вступает в силу 27.09.2025.

Где читаем? ППРФ от 18.09.2025 № 1431

 

2. Минпромторг России предложил упростить правила маркировки спортивного питания в рамках госконтрактов.

С 01.10.2025 года в РФ вводится обязательная маркировка спортивного питания. Правила маркировки утверждены постановлением Правительства России от 31.05.2025 № 811 (далее – Правила). Маркировать будут, в частности, мясные субпродукты и мясо, соленое, копченое, сушеное, а также продукты из зерна для завтрака, витамины и минералы, печенье, протеины, батончики.

По Правилам в рамках исполнения госконтрактов участники оборота обязаны представлять в «Честный знак» сведения о поставке товаров.

При этом приемка товара по госконтракту может осуществляться в срок до 20 рабочих дней, а Правила предусматривают внесение сведений в течение 3 дней с момента подписания документов. В целях устранения противоречия
со сроками, Минпромторг России предложил вместо обязательного требования направлять документы в ЕИС и в «Честный знак» предоставить участникам документооборота право решать, каким образом направлять документы – через ЕИС или «Честный знак».

Общественное обсуждение проекта продлится до 24.09.2025.

Где читаем? Проект постановления (ID 160075)

 

3. Минфин разъяснил, как работает нацрежим при закупках
с ограничениями по Постановлению № 1875.

Если в лоте есть товары из перечня для ограничений, участник обязан подтвердить происхождение товара из РФ/ЕАЭС по каждой позиции. Если подтверждены не все товары, заявка приравнивается к иностранной.

Заказчик отклонит её только если есть другая заявка с полным подтверждением происхождения товара из РФ/ЕАЭС.

Если «полностью российской» заявки нет, заключить контракт можно с тем, кто подтвердил лишь часть.

Вывод: для гарантированного допуска поставщику необходимо подтвердить российское происхождение по всем товарам из перечня ПП 1875, иначе рискует быть признанным «иностранным».

Где читаем? письмо Минфина России от 11.09.2025 № 24-06-09/88825

 

4. ФАС России разъяснила правила указания товарного знака в заявках на закупки по 44-ФЗ.

ФАС России напоминает, что товарный знак должен быть зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков РФ. Участник обязан указать наличие или отсутствие товарного знака, сверяя данные с реестром https://searchplatform.rospatent.gov.ru/trademarks.

Заявка может быть отклонена, если участник: не укажет товарный знак при его наличии; предоставит недостоверные сведения или незарегистрированный знак; предложит несколько товарных знаков для одной позиции товара.

Где читаем? письмо ФАС России от 29.08.2025 № ГР/81837/25

 

5. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Заказчики по 44-ФЗ вправе осуществлять закупку квартир для детей сирот укрупненным лотом.

Положения Закона № 44-ФЗ не регламентируют вопросы формирования лотов при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, не содержат запрета на объединение различных товаров, работ, услуг в один лот, каких-либо ограничений по величине лотов.

Где читаем? Определение Верховного суда РФ № 304-ЭС25-8278 по делу №А45-1233/2024, Решение АС Новосибирской области от 06 ноября 2024 года по делу № А45-1233/2024

 

Закупки отдельными видами юридических лиц

(блок Федерального закона № 223-ФЗ)

 

1. УФАС указало на обязанность заказчика удостовериться в том, что товар соответствует требованиям о российском происхождении.

Московское УФАС России установило нарушение при рассмотрении заявок на участие в закупке самоклеящихся пакетов для документов,
в отношении которых Постановлением № 1875 установлена защитная мера «ограничение».

На участие в закупке поступило 3 заявки, 2 из которых содержали предложения о поставке товара из иностранного государства,
а 3-я – предложение о поставке товара с указанием номера реестровой записи, подтверждающей статус российского промышленного товара. На основании номера реестровой записи Заказчик признал, что предлагаемый 3-м участником товар является товаром российского происхождения, ввиду чего, применив положения Постановлением № 1875, отклонил 2 заявки, содержащие предложения о поставке товара иностранного происхождения.

УФАС указало, что номер реестровой записи не является безусловным доказательством происхождения товара. В частности, согласно сведениям сайта Минпромторга, проверка уровня локализации по данному номеру
не проводилась, а значит, российское происхождение товара подтверждено
не было. Заказчик был обязан убедиться, что товар победителя соответствует требованиям о российском происхождении, чего им сделано не было. Приоритет применен заказчиком неправомерно, и оснований для отклонения других заявок у него не было.

Где читаем? Решение Московского УФАС России от 15.09.2025 по делу № 077/07/00-10682/2025


2. Верховный Суд РФ поддержал позицию нижестоящих судов в том, что Закон № 223-ФЗ не ограничивает возможность внесения изменений
в договоры, заключаемые в соответствии с данным законом.

АС г. Москвы не нашел оснований для признания незаконным решения УФАС, в котором антимонопольный орган согласился с правомерностью установленных заказчиком требований и поддержал его право на внесение изменений в договор в ходе закупки по Закону № 223-ФЗ.

В частности, суд признал правомерными требования заказчика
о наличии у участников закупки опыта по работам с системами освещения.
Не было установлено нарушений и в том, что по условиям технического задания работы, являющиеся объектом закупки, необходимо выполнять
с использованием конкретных моделей оборудования, так как именно такие модели необходимы для обеспечения совместимости с существующей инфраструктурой. Отдельно суд отметил, что внесение изменений в договор
в ходе закупки по Закону № 223-ФЗ является правом заказчика и не требует прямого указания на такую возможность в положении о закупке.

Вышестоящие судебные инстанции, в том числе Верховный суд РФ, поддержали данную позицию.

Где читаем? Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС25-6750
по делу № А40-129958/2024
, Решение АС города Москвы от 12 сентября 2024 года по делу №А40-129958/2024

 

  Земельно-имущественные торги

 

1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 31.05.2025
№ 826 «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков».

Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 826 установило четкие признаки неиспользуемых земельных участков. К ним относятся:

- захламленные, заросшие сорняками или находящиеся в запущенном состоянии участки;

- отсутствие на земельном участке, правовой режим которого предусматривает строительство и размещение зданий, сооружений
(за исключением земельного участка, предназначенного для ИЖС) в течение 5 и более лет;

- наличие на земельном участке не являющихся самовольными постройками зданий, сооружений, у которых в совокупности разрушены крыша, стены, отсутствуют окна или стекла на окнах, при условиях
если правообладатель земельного участка не приступил к выполнению устранений указанных обстоятельств в течение 1 года и более;

Процедура признания участка неиспользованным включает предварительное уведомление собственника о выявленных нарушениях, предоставление ему разумного срока для их устранения. Назначение штрафов возможно только после завершения указанного срока, а крайней мерой становится обращение в судебные инстанции с целью возможного изъятия участка.

Где читаем? Постановление Правительства РФ
от 31 мая 2025 г. № 826 «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков»

 

2. Льготная ставка арендной платы за земли под памятником культуры не применяется, если здание используют в коммерческих целях.

Арендатор использовал памятник архитектуры для торговой
и ресторанной деятельности, ввиду чего ДГИ Москвы рассчитал арендную плату за участок, на котором располагается такой памятник, по стандартной ставке 1,5% от кадастровой стоимости участка и обратился в суд
для ее взыскания задолженности с арендатора.

Суд первой инстанции согласился с расчетом арендной платы
по стандартной ставке ввиду использования памятника культуры для торговой и ресторанной деятельности.

С таким решением не согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, сделав вывод, что применению подлежала все же льготная ставка арендной платы (0,01% от кадастровой стоимости участка).

Дело дошло до ВС РФ, который отметил, что ключевым критерием
для применения льготной ставки арендной платы является не исторический статус территории, а фактическое использование памятника культуры
и признал законным расчет арендной платы по стандартной ставке 1,5%
от кадастровой стоимости участка.

Где читаем? Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2025
№ 305-ЭС25-2979 по делу № А40-69563/2023

Источник Ссылка

Новости