90 лет московскому метро: Как менялась работа машинистов от первых составов до современных поездов


image

20.05.2025

Команда «Готов!», или Как менялась работа машинистов московского метро

Кто управлял первыми составами московского метро, как обновленные поезда изменили работу машинистов и почему долгое время в этой профессии не было женщин — об этом рассказывает материал на mos.ru. В мае 2025 года Московскому метрополитену исполнилось 90 лет. За эти годы подземный транспорт значительно развивался, становясь более комфортным для пассажиров. Изменились условия труда и для машинистов, которые на протяжении почти столетия ежедневно перевозят москвичей и гостей столицы. Сегодня составами в столичном метрополитене управляют более 5,5 тысячи мужчин и женщин.

Первый состав московского метрополитена проехал под землей 15 мая 1935 года, однако его тестирование началось еще в октябре 1934 года. Им управлял инженер завода «Динамо» Михаил Шполянский, который не был машинистом, а лишь проверял свое творение. Первые машинисты — трое москвичей: Иван Иванов, А. Трофимов и Н. Тимофеев, имена которых не сохранились. Обучение для новых машинистов проводили на территории электродепо «Северное». К моменту открытия первой очереди метро было подготовлено 40 поездных бригад, состоящих из машиниста, начальника поезда и проводника.

Первых пассажиров перевозили тяжелые песочно-желтые составы типа А. Управление электропоездом осуществлялось с помощью контроллера, напоминающего штурвал. Начальник поезда следил за работой всех систем и отвечал за посадку и высадку пассажиров. На первых электропоездах отсутствовала радиосвязь и звуковые сигналы, поэтому проводник выходил на платформу с флажком, показывая, что посадка завершена. После команды «Готов!» от начальника поезда, машинист закрывал двери и отправлялся в путь.

В первые годы работы метро сотрудники носили темно-синюю форму. Мужчины были одеты в брюки, двубортные пиджаки и фуражки, а женщины — в юбки, береты и кители. Каждая служба имела свой цвет, который оформлял кант на воротниках и головных уборах. Машинисты относились к службе тяги, и их кант был синим.

В 1943 году, в условиях военного положения, форма сотрудников метро претерпела изменения. На плечах машинистов появились погоны, а на фуражках — серебряная нашивка. Эти элементы формы стали символом времени, однако в 1954 году был издан указ, запрещающий гражданским ведомствам носить военные символы. Погоны убрали, но галун остался, что стало данью традициям, уходящим корнями в дореволюционное время.

Таким образом, история московского метро — это не только развитие подземного транспорта, но и изменения в профессии машинистов, которые продолжают адаптироваться к новым условиям и технологиям.

Источник Ссылка

Новости