18.07.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
08.07.2024 – 12.07.2024
Содержание:
1.1. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон
«О защите конкуренции»»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала законопроект
о создании государственной информационной системы (ГИС) по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений «Антикартель». ГИС будет проводить комплексное исследование данных
и ежедневный анализ 100% проводимых закупочных процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ,
а также имущественных торгов.
«При расследовании картелей ФАС России ранее использовала в опытном режиме автоматизированную информационную систему. ГИС «Антикартель»
с помощью элементов искусственного интеллекта предполагает внедрение нового более широкого функционала. Он включает в себя автоматизированный анализ торгов на ежедневной основе и риск-ориентированный подход, а также интеграцию
с иными информационными системами и базами данных органов власти и компаний», — сообщили в пресс-службе ФАС.
(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=147862)
Федеральная антимонопольная служба разъяснила об особенностях наказания за просрочку оплаты договора с СМСП.
Частью 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение заказчиком установленного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства.
Согласно части 5.3 статьи 3 Закона о закупках срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности
и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком
в положении о закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками.
Постановлением N 1352" Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", для реализации пункта 2 части 8 статьи 3 Закона
о закупках утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого
и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что закупки у субъектов малого
и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки:
а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
в) в отношении участников, которых заказчиком устанавливается требование
о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 14 (3) Положения при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
При этом Положение не содержит оговорок о том, что требования пункта 14(3) Положения применяются исключительно в случае указания заказчиком в закупочной документации информации о проведении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения.
Таким образом, в случае заключения договора с субъектом малого и среднего предпринимательства по результатам осуществления закупки, участниками которой являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Закона о закупках, срок оплаты поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания документа о приемке.
Аналогичное требование к сроку оплаты установлено пунктом 28 Положения применительно к случаям проведения закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Учитывая изложенное, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ, образуют действия заказчиков, выраженные в нарушении срока оплаты по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, независимо от способа проведения соответствующей закупочной процедуры.
(Источник: https://notarynmc.ru/FeedPage)
3.1. Постановление ФАС России от 20.05.2024 по делу N 28/04/7.32.3-1222/2024
ОАО "Р" (далее также - Общество, Заказчик) проводился открытый конкурс на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования (далее - Конкурс).
1.Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках) в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 1.1 раздела 1 приложения N 1.4 к Конкурсной документации (далее - Документация) установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Цена договора" (далее - Критерий N 1), согласно которому:
"Оценка осуществляется на основании технических предложений, представленных в заявках участников, следующим образом:
Заявкам участника, в технических предложениях которых содержатся предложения демпинговой цены (сниженной на 25% и более от НМЦ присваивается максимальное количество баллов по Критерию N 1).
Заявки, содержащие предложения демпинговой цены (сниженной на 25% и более от начальной (максимальной) цены), по приведенной формуле не оцениваются.
Заявка каждого участника, в которой предложена не демпинговая цена, оценивается путем сравнения начальной (максимальной) цены, сниженной
на максимально допустимый размер снижения цены, установленный в приложении
N 1.4 к Документации".
Участникам Конкурса, предложившим различные ценовые предложения, например, сниженные на 25% и более от начальной (максимальной) цены договора, присваивается максимальное количество баллов по Критерию N 1,
что свидетельствует об отсутствии объективности оценки по указанному критерию
и ставит участников закупки, представивших в том числе ценовые предложения, сниженные более чем на 25%, в неравное положение, и, как следствие, не позволяет Заказчику выявить лучшее ценовое предложение.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Критерию N 1, нарушают требования пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
При этом в силу положений пункта 30 Постановления N 87 сметная документация, предусмотренная в пункте 28 Постановления N 87, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные
и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Таким образом, смета на строительство объектов капитального строительства
и сметная документация являются неотъемлемой частью проектной документации.
Согласно приложению N 1.1 "Техническое задание" к Документации НМЦД сформирована Заказчиком проектно-сметным методом, предусмотренным подпунктом 4 пункта 54 Положения о закупке.
При этом в соответствии с пунктом 65 Положения о закупке проектно-сметный метод заключается в определении НМЦД на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с нормативными документами заказчика или методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из изложенного следует, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, то в составе документации о закупке в полном объеме должна быть размещена проектно-сметная документация с целью обеспечения возможности участникам закупки ознакомиться с объемом и стоимостью подлежащих выполнению работ и сформировать свое ценовое предложение.
Согласно извещению о проведении Конкурса (далее - Извещение)
и Документации предметом закупки является выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту "Техническое перевооружение ТП на станции Балаково", расположенному в границах Приволжской железной дороги.
В приложении N 1.7 "Проектная документация" к Документации размещена только часть сведений, установленных пунктом 30 Постановления N 87, а именно отсутствуют сметные расчеты.
На основании изложенного, действия Заказчика, не разместившего проектную документацию в полном объеме, нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Подпунктом 1.9.3 части 1 Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам Конкурса:
"Участник должен иметь опыт выполнения строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых и/или электрических подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых и/или электрических подстанций, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в техническом задании - приложении N 1.1 к Документации.
При этом учитывается стоимость всех выполненных участником конкурса
(с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника конкурса)
по выполнению строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых и/или электрических подстанций и/или выполнению строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых и/или электрических подстанций.
В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет, в том числе документы, подтверждающие оплату.
В соответствии действующим законодательством (платежные поручения, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки и другие документы относятся к расчетным (платежным) документам.
Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что расчетные (платежные) документы подтверждают факт осуществления финансовых операций между контрагентами.
Кроме того, само по себе составление и подписание сторонами акта оказанных услуг устанавливает фактическое участие контрагента в исполнении принятых
на себя обязательств по договору, что, в свою очередь, уже свидетельствует о факте оказания услуг в соответствии с условиями заключенного договора (если иное
не предусмотрено договором).
Таким образом, отсутствие у участника закупки документов, подтверждающих оплату по договору, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса
В связи с вышеизложенным, установление требования о предоставлении документов, подтверждающих оплату по договору, не соответствует требованиям Закона о закупках.
Вместе с тем вышеуказанные требования к составу заявки не позволяют Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора, а также не являются подтверждением надлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, заключенному по результатам Конкурса.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к составу заявки участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
За несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации
в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Вина ОАО "Р" доказана назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) руб.
Источник Ссылка